Основы экономики

(31)

Из графика, приведенного на рис. 1, и формулы видно, что, стремясь увеличить прибыль при сохранении рентабельности на нормативном уровне, производитель должен увеличить объем производства и продаж продукции до уровня Q2.

Рис. 1. Зависимость рентабельности производства продукции от объема производства и продаж при ограничении монопольной цены производителя предельным (нормативным) уровнем рентабельности.

Оптимальный с точки зрения потребителя объем продаж при ориентации производителя на максимальную величину прибыли может быть определен из уравнения:

(32)

max

Как видно из рис. 1, данное уравнение имеет два положительных корня, из которых оптимальным с точки зрения потребителя является больший корень Q2, в нашем случае это:

.

Цена единицы продукции определяется по формуле (5):

Доходы рассчитываются по формуле (6):

Расходы определяются по формуле (7):

Прибыль предприятия определяется по формуле (8):

Рентабельность производства продукции рассчитывается по формуле (9):

Задача 4

цена рентабельность доход прибыль

Определить оптимальные с точки зрения производителя объемы производства при проведении идеальной дискриминационной ценовой политики по следующим критериям:

- максимум доходов.

- максимум прибыли;

Во обоих случаях рассчитать следующие экономические показатели предприятия:

- оптимальный объем производства и продаж продукции;

- максимальную, минимальную и среднюю цену единицы продукции;

- доходы;

- расходы;

- прибыль;

- рентабельность.

Решение:

Под идеальной дискриминационной ценовой политикой понимается ситуация, при которой у одного и того же продавца один и тот же товар одного и того же качества каждый покупатель приобретает по максимально возможной для него (покупателя) цене. На практике такая ситуация недостижима, однако ценовая дискриминационная политика встречается достаточно часто. Например, продажа пригородных железнодорожных билетов разным категориям пассажиров по разным ценам, продажа билетов на выставках и в музеях разным категориям посетителей по разным ценам свидетельствует о наличии ценовой дискриминации.

I. Оптимизация объема производства и продаж продукции по критерию „максимум доходов".

Особенности расчета экономических показателей предприятия при проведении идеальной дискриминационной ценовой политики позволяет оценить рис. 2

Рис. 2. Зависимость дохода монополиста от цены единицы продукции и объема продаж.

При продаже продукции по единым для всех потребителей ценам величина дохода определяется по формуле:. На рис. 2 эта величина соответствует площади прямоугольника Р1 - 1 - Q1 - 0. На рис. 2 линия Р2 - 1 - Q2 является линией спроса и описывается уравнением . В отличии от предприятий, действующих на конкурентных рынках, когда каждое отдельное предприятие не может существенно повлиять на уровень цен, монополист может проводить ценовую дискриминацию, продавая одну и ту же продукцию разным группам покупателей по разным ценам. При идеальной ценовой дискриминации все покупатели приобретают продукцию по разным ценам. В этом случае максимальная величина дохода на рис. 2 соответствует площади треугольника Р2 - Q2 -0 и может быть определена по формуле:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи ...

Особенности развития современного рынка товаров легкой промышленности
Легкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Легкую промышленность можно рассматривать и как звено межотраслевого комплекса более высокого ранга - социально-п ...

Монополизация экономики и рынок причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство
Данная работа посвящена рассмотрению таких понятий в экономике, как рынок и монополия, изучению причин их несовместимости и антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Я хочу более подробно рассмотреть причины появления и влияние монополизма. На пр ...