Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке

Заметим, что ни один из 10 препаратов не имеет отношения к категории жизненно необходимых, почти все они, согласно оценкам Формулярного комитета РАМН, в частности арбидол, актовегин, витрум, эссенциале не имеют доказательств эффективности их применения.

Список брендов лекарственных средств по ценовому объему аптечных продаж в России по итогам 1 квартала 2010 г. возглавил арбидол (2,2%), на втором месте - терафлю (1,0%), на третьем линекс (0,9%). Концентрирует на себе интерес препарат оциллококцинум (противогриппозный гомеопатический препарат) - за 1 год он поднялся в рейтинге с 34-го на 7-е место, объем его реализации увеличился более чем в 2,5 раза. Заметим, что более чем на 50% рейтинг состоит из симптоматических лекарственных средств сезонного спроса. Снижение места виагры в топ-рейтинге относиться за счет появления конкурентов с более доступной ценой.

Сохраняется направленность последних лет: структура потребления изменяется в пользу дорогостоящих лекарственных средств, что нашло отражение в изменении средней стоимости упаковки: в 2010 г. она выросла в аптеках за 1 квартал на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составила 55,3 руб. В долларовом выражении цена выросла на 16% до $2,28. При этом индекс цен на лекарственные средства за 3 месяца по отношению к декабрю 2009 г. составил 2,19%, что более чем в 2 раза ниже, чем индекс потребительских цен на товары и услуги.

Высокие темпы увеличения наличия импортеров на российском рынке, в первую очередь, определены значительным ростом спроса на лекарственные средства, входящие в список препаратов по дополнительному льготному обеспечению. Показателен рост продаж некоторых дорогостоящих и ранее малодоступных больным лекарственных средств, вошедших в начале в программу дополнительного льготного обеспечения, а далее, частично - в финансирование лекарств для 7 нозологий: гливек продали на 148% больше, чем в 2007-м. Существенно возросли продажи мабтеры на 250%, эпрекса на 477%, и октаната на 965%.

В разные годы существовало и существует много отдельных «программ» и «подпрограмм», в которых как на федеральном, так и на уровне субъектов, наличествуют позиции лекарственного обеспечения - это программы по вакцинации, обеспечение лекарствами больных с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, сахарным диабетом, раковыми заболеваниями и др. Однако все эти программы существуют самостоятельно друг от друга, не согласовываются, имеют разные организационные формы (например: существует государственная онкологическая программа, где все стремления и финансы сосредоточены на диагностике, а финансирование лекарственной составляющей не обсуждается).

В 2007 г. в стране начала осуществляться «программа дополнительного лекарственного обеспечения» (с 2010 г. - программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами ОНЛС), обращенная на снабжение лекарствами льготных категорий граждан. Участниками программы дополнительного лекарственного обеспечения в РФ стали 14,3 млн. чел. - 10% населения страны, доля граждан «выбранных» из совокупного числа «льготников» (прочие 78 млн. человек продолжали получать лекарства в рамках «региональной льготы»). По большому счету, на момент начала программы дополнительного лекарственного обеспечения определились только с одним - это идея монетизации льгот граждан, обладающих правом на социальную поддержку со стороны государства. Все прочее решалось «с колес»: складывалась нормативная база, строился регистр льготников, разрабатывались механизмы поставки лекарств, их перечень и др.

В первый год внедрения программы фармкомпании, государственные структуры и льготные категории граждан изучали механизмы взаимодействия в рамках проекта, налаживали финансовые взаимоотношения. На республиканских или областных уровнях по реализации ФЗ в части «дополнительного льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» распоряжениями Правительства создавались Координационные Советы по вопросам взаимодействия участников программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. В рамках работы Советов утверждались планы работ, составлялись Соглашения между отделениями ПФ РФ и Правительством (республики, округа, области), Территориальным ФОМС, Уполномоченными фармацевтическими организациями и Министерством здравоохранения РФ, которые разграничивали полномочия участников, определяли права и обязанности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Общая оценка финансового состояния предприятия на примере ОАО Волжская генерирующая территориальная компания
Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной эко ...

Открытие придорожного кафе
Цель проекта «Открытие придорожного кафе» - создание семейного предприятия, которое обеспечит занятость членам семьи и поступление денег в семейный бюджет, путем открытия придорожного кафе в пустующем помещении. Общая сумма инвестиций составит 54 тыс.грн, и ...