Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке

Заметим, что ни один из 10 препаратов не имеет отношения к категории жизненно необходимых, почти все они, согласно оценкам Формулярного комитета РАМН, в частности арбидол, актовегин, витрум, эссенциале не имеют доказательств эффективности их применения.

Список брендов лекарственных средств по ценовому объему аптечных продаж в России по итогам 1 квартала 2010 г. возглавил арбидол (2,2%), на втором месте - терафлю (1,0%), на третьем линекс (0,9%). Концентрирует на себе интерес препарат оциллококцинум (противогриппозный гомеопатический препарат) - за 1 год он поднялся в рейтинге с 34-го на 7-е место, объем его реализации увеличился более чем в 2,5 раза. Заметим, что более чем на 50% рейтинг состоит из симптоматических лекарственных средств сезонного спроса. Снижение места виагры в топ-рейтинге относиться за счет появления конкурентов с более доступной ценой.

Сохраняется направленность последних лет: структура потребления изменяется в пользу дорогостоящих лекарственных средств, что нашло отражение в изменении средней стоимости упаковки: в 2010 г. она выросла в аптеках за 1 квартал на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составила 55,3 руб. В долларовом выражении цена выросла на 16% до $2,28. При этом индекс цен на лекарственные средства за 3 месяца по отношению к декабрю 2009 г. составил 2,19%, что более чем в 2 раза ниже, чем индекс потребительских цен на товары и услуги.

Высокие темпы увеличения наличия импортеров на российском рынке, в первую очередь, определены значительным ростом спроса на лекарственные средства, входящие в список препаратов по дополнительному льготному обеспечению. Показателен рост продаж некоторых дорогостоящих и ранее малодоступных больным лекарственных средств, вошедших в начале в программу дополнительного льготного обеспечения, а далее, частично - в финансирование лекарств для 7 нозологий: гливек продали на 148% больше, чем в 2007-м. Существенно возросли продажи мабтеры на 250%, эпрекса на 477%, и октаната на 965%.

В разные годы существовало и существует много отдельных «программ» и «подпрограмм», в которых как на федеральном, так и на уровне субъектов, наличествуют позиции лекарственного обеспечения - это программы по вакцинации, обеспечение лекарствами больных с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, сахарным диабетом, раковыми заболеваниями и др. Однако все эти программы существуют самостоятельно друг от друга, не согласовываются, имеют разные организационные формы (например: существует государственная онкологическая программа, где все стремления и финансы сосредоточены на диагностике, а финансирование лекарственной составляющей не обсуждается).

В 2007 г. в стране начала осуществляться «программа дополнительного лекарственного обеспечения» (с 2010 г. - программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами ОНЛС), обращенная на снабжение лекарствами льготных категорий граждан. Участниками программы дополнительного лекарственного обеспечения в РФ стали 14,3 млн. чел. - 10% населения страны, доля граждан «выбранных» из совокупного числа «льготников» (прочие 78 млн. человек продолжали получать лекарства в рамках «региональной льготы»). По большому счету, на момент начала программы дополнительного лекарственного обеспечения определились только с одним - это идея монетизации льгот граждан, обладающих правом на социальную поддержку со стороны государства. Все прочее решалось «с колес»: складывалась нормативная база, строился регистр льготников, разрабатывались механизмы поставки лекарств, их перечень и др.

В первый год внедрения программы фармкомпании, государственные структуры и льготные категории граждан изучали механизмы взаимодействия в рамках проекта, налаживали финансовые взаимоотношения. На республиканских или областных уровнях по реализации ФЗ в части «дополнительного льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан» распоряжениями Правительства создавались Координационные Советы по вопросам взаимодействия участников программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. В рамках работы Советов утверждались планы работ, составлялись Соглашения между отделениями ПФ РФ и Правительством (республики, округа, области), Территориальным ФОМС, Уполномоченными фармацевтическими организациями и Министерством здравоохранения РФ, которые разграничивали полномочия участников, определяли права и обязанности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...

Нормирование труда в сельскохозяйственных кооперативах
нормирование труд сельскохозяйственный затрата Под техническим нормированием понимаются специально проводимые наблюдения, направляемые на изучение приемов выполнения работ и становление научно обоснованных норм выработки или норм затрат времени на производство ...