Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке

На первом этапе реализации программы (2007 г.) отмечался невысокий уровень потребления лекарственных средств. Планировалось, что лекарственные средства будут оплачиваться после реализации, причем оплата будет поступать на счета фирм-дистрибьюторов через фонды ОМС. Рассрочка или кредитования фирмами-производителями предоставлялся изначально на 6 мес., но затем увеличился в связи с кризисом неплатежей. На сегодняшний день государство еще не полностью расплатилось с производителями, переложив на них «вину» за ошибки в отпуске лекарственных средств - ошибочно выписанные рецепты.

Приобретенный «позитивный» опыт государство трактовало как возможность сокращения бюджета дополнительного лекарственного обеспечения почти вдвое. В рамках предоставления льготным категориям граждан в 2008 г. было отпущено лекарственных средств на 2,84 млрд. долл. США (цены поставки); из них только 1,3 млрд. составили собственные средства программы. Решение проблемы финансирования застопорилось и в начале 2009 г. настал лекарственный кризис. «Жертвами» кризиса стали и чиновники от системы здравоохранения и представители фармбизнеса. В ответ на отказ государства оплачивать льготные рецепты фармпроизводители и дистрибьюторы вынужденно сократили объемы поставок лекарственных средств, вследствие чего, некоторые категории граждан стали получать прописанное лечение с немалым (порой многомесячным опозданием). Кризис данной ситуации был преодолен в декабре 2009 г. после погашения государством основной задолженности перед дистрибьюторами.

Абсолютной заслугой этого масштабного финансового проекта явилось значительное увеличение доступности, для отдельной категории населения страны, ранее недоступных лекарственных средств. Впервые были установлены фиксированные цены на лекарственные средства (вошедшие в Перечень, действующий в рамках программы), впервые лекарственные средства не закупались, а оплачивались после получения их пациентом.

Однако вместе с положительными моментами данного проекта, обнажились и недостатки - провалы в поставках лекарственных средств, задолженность государства перед дистрибьюторами и производителями, отсутствие действенного контроля за выпиской рецептов, рост «бумажной» работы врачей, наличие в Перечне неэффективных препаратов (30-40%), на которые затрачиваются существенные финансовые средства. По оценкам экспертов Общества фармакоэкономических исследований, в 2008 г. до 20% расходов программы дополнительного лечебного обеспечения пришлось на оплату препаратов, не имеющих доказательств эффективности.

Лидеры потребления лекарств - смесь из жизненно важных и второстепенных препаратов. В рамках программы дополнительного лечебного обеспечения (в денежном выражении) «соседствуют» такие препараты как гливек, иммунат, октанат - дорогие, но жизненно необходимые лекарственные средства, так и предуктал (триметазидин), церебролизин, не имеющие убедительных доказательств эффективности. При этом затраты, например на гливек и предуктал, были сопоставимы: на каждый истратили по 2-3% бюджета.

Таблица 2. Лидеры продаж ДЛО в I квартале 2009 и 2010 гг.

Москва

Россия

2007

2008

2007

2008

Аримидекс

Гемофил М

Предуктал

Велкейд

Лантус

Рекормон

Хумулин НПХ

Гливек

Кардикет

Аримидекс

Кардикет

Эпрекс

Энап

Предуктал

Беротек

Мабтера

Арифон

Гливек

Церебролизин

Предуктал

Моноприл

Лантус

Эналаприл

Церебролизин

Фликсотид

НовоСэвен

Моноприл

Октанат

Капотен

Иммунат

Беродуал Н

Рекормон

Эналаприл

Арифон

Мезим форте

Гемоктин СДТ

Хумулин НПХ

Моноприл

Протафан HM пенфилл

Бетасерк

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Методы определения численности персонала
При определении численности персонала (нормы численности) необходимо учитывать множество показателей. Расчетной базой всех трудовых норм являются нормы времени, характеризующие продолжительность выполнения различных работ или величину затрат труда (времени) на ...

Лизинг
Одной из ключевых проблем социально-экономического развития современной России является восстановление и развитие экономического потенциала, способного обеспечить выпуск продукции и создание услуг производственного и потребительского назначения на уровне мировых ...