Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке

Разнообразными аналитическими и экспертными организациями (в частности, RMBC, ЦМИ «Фармэксперт», DSM) проводится анализ рынка лекарственных средств, ранжируются наиболее успешно продаваемых лекарственных средств (целевая аудитория - в основном фармацевтические компании). Однако отдельно для пациентов исследование рынка жизненно необходимых лекарственных средств и их доступности не проводился. Вместе с тем эта группа лекарственных средств довольно значительна и составляет в настоящее время более 600 международных непатентованных наименований.

По данным за 2010 г., рейтинг лекарственных средств по торговым названиям (Топ 10) по объемам продаж на российском розничном рынке выглядит следующим образом: 1 арбидол; 2 - эссенциале форте; 3 линекс; 4 - ярина; 5 - терафлю; 6 - гексорал; 7 - ксимелин; 8 - мезим форте; 9 - ксеникал; 10 - терпинкод. Определяющими факторами при реализации ЛС являются «традиционная приверженность» (эссенциале, терпинкод) и «активное продвижение» (арбидол, линекс, ксеникал и др.). По-прежнему массово присутствуют препараты с недоказанной клинической эффективностью, которые благодаря рекламной поддержке «оттягивают» финансовые средства граждан (арбидол, предуктал - 12-е место в рейтинге продаж, магне В6 - 14-е место в рейтинге продаж). Например, по сравнению, с 2007 г. рейтинг «покинула» настойка боярышника, но появились препараты с более высоким ценовым уровнем: гептрал, амоксиклав, виферон супп. В целом, в связи с малым количеством дженериков по этим позициям, это говорит о повышении продаж дорогих препаратов в секторе нельготных категорий граждан. Вызывает опасение присутствие в рейтинге рецептурных препаратов (например, пероральных контрацептивов, которые должны отпускаться по рецепту врача, но по прежнему реализуются в нарушении правил рецептурного отпуска).

Данные по 10 наиболее продаваемым лекарственных средств (объемы коммерческих продаж в российских аптеках за 1 квартал 2010 г.) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Топ 10 лекарственных средств по объемам коммерческих продаж в аптеках за I кв. 2010 г.

I кв. 2010

Позиция в I кв. 2009

Бренд

Объем за I кв. 2010, млн. долл.

Объем за I кв. 2009, млн. долл.

Прирост за год, %

Доля в I кв. 2010 г., %

1

1

Арбидол

34,5

18,6

85

2,2

2

2

Терафлю

16,5

12,0

38

1,0

3

7

Линекс

14,9

8,9

67

0,9

4

3

Актовегин

13,9

10,3

35

0,9

5

6

Эссенциале

13,8

9,5

46

0,9

6

4

Витрум

13,0

10,3

27

0,8

7

34

Оциллококцинум

13,0

4,9

164

0,8

8

5

Виагра

12,8

9,7

32

0,8

9

11

Колдрекс

12,2

8,1

50

0,8

10

14

Пенталгин

11,4

7,1

62

0,7

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...

Назначение, функции и классификация складов
Актуальность исследования. Современное предприятие независимо от рода деятельности так или иначе связано со складским хозяйством. Роль и значение складского хозяйства значительно возрастают в сфере действия рыночных отношений. Предприятиям становится экономи ...