Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке

Разнообразными аналитическими и экспертными организациями (в частности, RMBC, ЦМИ «Фармэксперт», DSM) проводится анализ рынка лекарственных средств, ранжируются наиболее успешно продаваемых лекарственных средств (целевая аудитория - в основном фармацевтические компании). Однако отдельно для пациентов исследование рынка жизненно необходимых лекарственных средств и их доступности не проводился. Вместе с тем эта группа лекарственных средств довольно значительна и составляет в настоящее время более 600 международных непатентованных наименований.

По данным за 2010 г., рейтинг лекарственных средств по торговым названиям (Топ 10) по объемам продаж на российском розничном рынке выглядит следующим образом: 1 арбидол; 2 - эссенциале форте; 3 линекс; 4 - ярина; 5 - терафлю; 6 - гексорал; 7 - ксимелин; 8 - мезим форте; 9 - ксеникал; 10 - терпинкод. Определяющими факторами при реализации ЛС являются «традиционная приверженность» (эссенциале, терпинкод) и «активное продвижение» (арбидол, линекс, ксеникал и др.). По-прежнему массово присутствуют препараты с недоказанной клинической эффективностью, которые благодаря рекламной поддержке «оттягивают» финансовые средства граждан (арбидол, предуктал - 12-е место в рейтинге продаж, магне В6 - 14-е место в рейтинге продаж). Например, по сравнению, с 2007 г. рейтинг «покинула» настойка боярышника, но появились препараты с более высоким ценовым уровнем: гептрал, амоксиклав, виферон супп. В целом, в связи с малым количеством дженериков по этим позициям, это говорит о повышении продаж дорогих препаратов в секторе нельготных категорий граждан. Вызывает опасение присутствие в рейтинге рецептурных препаратов (например, пероральных контрацептивов, которые должны отпускаться по рецепту врача, но по прежнему реализуются в нарушении правил рецептурного отпуска).

Данные по 10 наиболее продаваемым лекарственных средств (объемы коммерческих продаж в российских аптеках за 1 квартал 2010 г.) представлены в таблице 1.

Таблица 1. Топ 10 лекарственных средств по объемам коммерческих продаж в аптеках за I кв. 2010 г.

I кв. 2010

Позиция в I кв. 2009

Бренд

Объем за I кв. 2010, млн. долл.

Объем за I кв. 2009, млн. долл.

Прирост за год, %

Доля в I кв. 2010 г., %

1

1

Арбидол

34,5

18,6

85

2,2

2

2

Терафлю

16,5

12,0

38

1,0

3

7

Линекс

14,9

8,9

67

0,9

4

3

Актовегин

13,9

10,3

35

0,9

5

6

Эссенциале

13,8

9,5

46

0,9

6

4

Витрум

13,0

10,3

27

0,8

7

34

Оциллококцинум

13,0

4,9

164

0,8

8

5

Виагра

12,8

9,7

32

0,8

9

11

Колдрекс

12,2

8,1

50

0,8

10

14

Пенталгин

11,4

7,1

62

0,7

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...