Анализ доступности обеспечения населения лекарственными препаратами на федеральном фармацевтическом рынке
Разнообразными аналитическими и экспертными организациями (в частности, RMBC, ЦМИ «Фармэксперт», DSM) проводится анализ рынка лекарственных средств, ранжируются наиболее успешно продаваемых лекарственных средств (целевая аудитория - в основном фармацевтические компании). Однако отдельно для пациентов исследование рынка жизненно необходимых лекарственных средств и их доступности не проводился. Вместе с тем эта группа лекарственных средств довольно значительна и составляет в настоящее время более 600 международных непатентованных наименований.
По данным за 2010 г., рейтинг лекарственных средств по торговым названиям (Топ 10) по объемам продаж на российском розничном рынке выглядит следующим образом: 1 арбидол; 2 - эссенциале форте; 3 линекс; 4 - ярина; 5 - терафлю; 6 - гексорал; 7 - ксимелин; 8 - мезим форте; 9 - ксеникал; 10 - терпинкод. Определяющими факторами при реализации ЛС являются «традиционная приверженность» (эссенциале, терпинкод) и «активное продвижение» (арбидол, линекс, ксеникал и др.). По-прежнему массово присутствуют препараты с недоказанной клинической эффективностью, которые благодаря рекламной поддержке «оттягивают» финансовые средства граждан (арбидол, предуктал - 12-е место в рейтинге продаж, магне В6 - 14-е место в рейтинге продаж). Например, по сравнению, с 2007 г. рейтинг «покинула» настойка боярышника, но появились препараты с более высоким ценовым уровнем: гептрал, амоксиклав, виферон супп. В целом, в связи с малым количеством дженериков по этим позициям, это говорит о повышении продаж дорогих препаратов в секторе нельготных категорий граждан. Вызывает опасение присутствие в рейтинге рецептурных препаратов (например, пероральных контрацептивов, которые должны отпускаться по рецепту врача, но по прежнему реализуются в нарушении правил рецептурного отпуска).
Данные по 10 наиболее продаваемым лекарственных средств (объемы коммерческих продаж в российских аптеках за 1 квартал 2010 г.) представлены в таблице 1.
Таблица 1. Топ 10 лекарственных средств по объемам коммерческих продаж в аптеках за I кв. 2010 г.
I кв. 2010 |
Позиция в I кв. 2009 |
Бренд |
Объем за I кв. 2010, млн. долл. |
Объем за I кв. 2009, млн. долл. |
Прирост за год, % |
Доля в I кв. 2010 г., % |
1 |
1 |
Арбидол |
34,5 |
18,6 |
85 |
2,2 |
2 |
2 |
Терафлю |
16,5 |
12,0 |
38 |
1,0 |
3 |
7 |
Линекс |
14,9 |
8,9 |
67 |
0,9 |
4 |
3 |
Актовегин |
13,9 |
10,3 |
35 |
0,9 |
5 |
6 |
Эссенциале |
13,8 |
9,5 |
46 |
0,9 |
6 |
4 |
Витрум |
13,0 |
10,3 |
27 |
0,8 |
7 |
34 |
Оциллококцинум |
13,0 |
4,9 |
164 |
0,8 |
8 |
5 |
Виагра |
12,8 |
9,7 |
32 |
0,8 |
9 |
11 |
Колдрекс |
12,2 |
8,1 |
50 |
0,8 |
10 |
14 |
Пенталгин |
11,4 |
7,1 |
62 |
0,7 |
Похожие статьи ...
Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных
целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой
идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...
Назначение, функции и классификация складов
Актуальность исследования. Современное предприятие независимо
от рода деятельности так или иначе связано со складским хозяйством.
Роль и значение складского хозяйства значительно возрастают в
сфере действия рыночных отношений. Предприятиям становится экономи ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...