Особые экономические зоны в Российской Федерации

Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в частности, возможно в случае ведения государственной политики, направленной, на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование производства, предоставления определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении российской продукции на внешние рынки. Вышеназванное является основным инструментарием особых экономических зон.

Преимущество таких зон заключается в возможности создания в них особых условий в административно-правовой, финансово-правовой и других сферах, открывающих новые перспективы, в том числе и для инвестиционной деятельности Российской Федерации. Формирование ОЭЗ представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного экономического сотрудничества России. Создавая ОЭЗ, государство ставит перед собой задачу развития отдельных территорий с помощью стимулирования экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения занятости населения и бюджетных доходов.

Регулирование создания и функционирования ОЭЗ, существовавший до 2005 года, не в полной мере обеспечивало надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Необходимая для этого нормативная база представлена в Федеральном законе от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Современная регламентация деятельности хозяйственных агентов в свободных экономических зонах предусматривает особый правовой механизм совершения таможенных операций, лицензирования, банковской деятельности, регулирования имущественных и залоговых отношений и т.д.

Правила функционирования ОЭЗ включают в себя законодательно установленный преференциальный режим по трем ключевым для бизнеса направлениям: государственное финансирование инфраструктуры, налоговые и таможенные льготы, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ достаточно привлекательным для инвесторов.

В современной научной литературе отдельные вопросы образования и функционирования ОЭЗ рассматриваются в основном в работах экономистов, как правило с практических позиций, например в работах ряда авторов: В.В. Петрунина, В.И. Бутова, В.Г. Вишнякова, А.З. Дадашева, Т.П. Данько, М.С. Гуцериева, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова, В.И. Игнатова, Р.Ф. Кабирова, И.В. Клима, З.М. Окрут, П.В. Павлова, А.Н. Скибы, Н.А. Смородинской, Е.С. Чмырь и др.

Целью курсовой работы является всестороннее теоретическое изучение, систематизация и расширение основ функционирования особых экономических зон в Российской Федерации.

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:

рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий макроэкономической терминологии, относящихся к данной проблематике;

исследование состояния и разработанности правового регулирования особых экономических зон;

рассмотрение условий хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов.

Теоретическую основу исследования

составили работы ученых по отдельным аспектам предмета исследования, также использовались материалы специализированных периодических изданий, других средствах массовой информации, в том числе сети Интернет.

    Похожие статьи ...

    Малое и среднее предпринимательство
    Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ...

    Национальная безопасность и ее роль в стабилизации экономики
    Сегодня в России вполне реальными стали угрозы: дестабилизации и кризиса экономики, превращения ее "в сырьевой придаток мира", ослабления обороноспособности, потери целостности и независимости нашей страны, духовного и материального обнищания и вымиран ...