Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться. Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро.

Ученик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до н.э.) сделал первый шаг к позитивному экономическому анализу - описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных категорий.

Существенная разница в их трудах заключается в том, что анализ, как самостоятельная цель, является главной движущей силой мышления Аристотеля. Он также искал наилучшее государство, в котором реализовывалась бы наилучшая жизнь и справедливость; высказывал множество ценностных суждений, претендуя на их абсолютную истинность; придавал нормативную форму своим результатам.

Аристотель не был согласен с идеей Платона, что государство развилось из патриархальной семьи. Аристотель основывал свой экономический анализ непосредственно на потребностях и их удовлетворении. Начав с натурального домашнего хозяйства, он затем вводил разделение труда, бартер и как средство преодоления трудностей прямого бартера - деньги. Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность, но и понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой.

Аристотель осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. По его мнению, основными функциями денег являлись функция меры стоимости и функция средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Важно подчеркнуть, в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, Аристотель осуждал использование денег для получения прибыли, относя это к сфере хрематистики, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Второе положение той теории денег, которой придерживался Аристотель, состоит в том, что деньги должны быть одним из товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой стоимостью, не зависящей от их денежной функции. Каковы бы ни были недостатки этой теории, она прочно преобладала до конца IXX в. и позднее, хотя всегда вызывала споры. Она является основой большей части аналитических исследований в области денег.

Римские философы Катон Цензор (234 - 149 гг. до н.э.), Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) и другие изложили принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства.

Используя ныне принятую терминологию методов анализа они опирались на нормативный подход.

Катон Цензор считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. исследовал Варрон в трактате «О сельском хозяйстве». Писатель ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Варрон исходил из преимущественно рыночной ориентации специализированной виллы, не только продающей излишки, но и покупающей необходимые продукты. В этом случае также был нормативный экономический анализ с точки зрения рабовладельцев.

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов.

Ибн Хальдун (1332-1406) автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах - «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов - золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Лизинг
Одной из ключевых проблем социально-экономического развития современной России является восстановление и развитие экономического потенциала, способного обеспечить выпуск продукции и создание услуг производственного и потребительского назначения на уровне мировых ...

Методы определения численности персонала
При определении численности персонала (нормы численности) необходимо учитывать множество показателей. Расчетной базой всех трудовых норм являются нормы времени, характеризующие продолжительность выполнения различных работ или величину затрат труда (времени) на ...