Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться. Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро.

Ученик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до н.э.) сделал первый шаг к позитивному экономическому анализу - описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных категорий.

Существенная разница в их трудах заключается в том, что анализ, как самостоятельная цель, является главной движущей силой мышления Аристотеля. Он также искал наилучшее государство, в котором реализовывалась бы наилучшая жизнь и справедливость; высказывал множество ценностных суждений, претендуя на их абсолютную истинность; придавал нормативную форму своим результатам.

Аристотель не был согласен с идеей Платона, что государство развилось из патриархальной семьи. Аристотель основывал свой экономический анализ непосредственно на потребностях и их удовлетворении. Начав с натурального домашнего хозяйства, он затем вводил разделение труда, бартер и как средство преодоления трудностей прямого бартера - деньги. Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность, но и понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой.

Аристотель осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. По его мнению, основными функциями денег являлись функция меры стоимости и функция средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Важно подчеркнуть, в связи с разразившимся мировым финансовым кризисом, Аристотель осуждал использование денег для получения прибыли, относя это к сфере хрематистики, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Второе положение той теории денег, которой придерживался Аристотель, состоит в том, что деньги должны быть одним из товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой стоимостью, не зависящей от их денежной функции. Каковы бы ни были недостатки этой теории, она прочно преобладала до конца IXX в. и позднее, хотя всегда вызывала споры. Она является основой большей части аналитических исследований в области денег.

Римские философы Катон Цензор (234 - 149 гг. до н.э.), Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) и другие изложили принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства.

Используя ныне принятую терминологию методов анализа они опирались на нормативный подход.

Катон Цензор считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. исследовал Варрон в трактате «О сельском хозяйстве». Писатель ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Варрон исходил из преимущественно рыночной ориентации специализированной виллы, не только продающей излишки, но и покупающей необходимые продукты. В этом случае также был нормативный экономический анализ с точки зрения рабовладельцев.

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов.

Ибн Хальдун (1332-1406) автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах - «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов - золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Конкуренция сущность, формы, значение в рыночной экономике
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет ...

Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики
К концу 1990-х годов экономика РФ находилась в крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда предшествующих лет наблюдался бюджетный дефицит, спад производства, рост внутреннего и внешнего долга, снижение реальных доходов населения, рост инфляции и безраб ...