Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Считается, что история экономической мысли ведёт своё начало с письменных источников теократических государств древнего мира. Что же касается экономического анализа, то его история начинается значительно позже.

Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792-1750 гг. до н. э., древне-индийский трактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. - III в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551-479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

В Древнем Египте существовала своего рода плановая, а точнее организованная экономика, построенная вокруг ирригационной системы.

В ассирийской и вавилонской теократиях были огромные военные и бюрократические организации и развитые правовые системы. Среди них, например, кодекс Хаммурапи (примерно 2000 г. до н.э.). Они проводили активную внешнюю политику, развили денежные институты, знали кредит и банковское дело. Священные книги Израиля, в особенности их законодательные разделы, обнаруживают глубокое понимание практических экономических проблем еврейского государства. Однако попытки анализа здесь ещё отсутствуют.

История экономической мысли начинается с письменных источников теократических государств древнего мира, в экономике которых происходили явления, в какой-то мере сходные с теми, что происходят у нас, и возникавшие проблемы решались в основном так же. Но история экономического анализа начинается только с греков.

Экономическая наука древних греков не смогла достичь независимого статуса и не получила собственного названия. Она была лишь отражением практических навыков управления домашним хозяйством. «Хрематистика» Аристотеля была некоторым приближением к экономической науке, обращалась она в основном к финансовым аспектам хозяйственной деятельности. Экономические рассуждения древних греков сливались с их общей философией государства и общества, т.е. они редко рассматривали экономический вопрос ради него самого. Поэтому их достижения в данной области незначительны, особенно по сравнению с их достижениями в таких областях, как математика, геометрия, астрономия, механика, оптика.

Тем не менее, известно, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.). Он изложил свои экономические взгляды и воззрения в трактате «Домострой», подготовленный как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого ойкос - дом, номос - закон) - это наука, при помощи которой можно обогащать своё хозяйство. Источник богатства он видел в производстве полезных вещей.

Следует подчеркнуть, что именно Ксенофонт положил начало нормативному экономическому анализу, который использовал, в частности, при описании хозяйственного быта греческих полисов и мировой Персидской державы через образы идеализированных правителей и общественных порядков.

Эту традицию продолжил развивать земляк Ксенофонта Платон (427 - 347 гг. до н.э.) в своём труде «Государство». Его размышления представляют несомненный интерес даже в наше время. Идеальное государство Платона являлось городом-государством, в котором предполагалось небольшое и по возможности постоянное число жителей. Таким же стационарным, как население, должно быть его богатство. Вся экономическая и неэкономическая деятельность жёстко регулировалась.

Основой идеального государства Платон считал идею справедливости. Справедливым он понимал такое общество, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Особенности определения затрат на производство продукции
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в ...

Метастазы капитализма
Неуправляемый и неконтролируемый государственными структурами власти капитализм - это преходящая, наиболее примитивная и изуверская система экономических, нравственных и политических отношений в обществе. Наиболее характерные признаки общественных метастаз этой боле ...