Зачатки нормативного подхода. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

Считается, что история экономической мысли ведёт своё начало с письменных источников теократических государств древнего мира. Что же касается экономического анализа, то его история начинается значительно позже.

Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792-1750 гг. до н. э., древне-индийский трактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. - III в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551-479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

В Древнем Египте существовала своего рода плановая, а точнее организованная экономика, построенная вокруг ирригационной системы.

В ассирийской и вавилонской теократиях были огромные военные и бюрократические организации и развитые правовые системы. Среди них, например, кодекс Хаммурапи (примерно 2000 г. до н.э.). Они проводили активную внешнюю политику, развили денежные институты, знали кредит и банковское дело. Священные книги Израиля, в особенности их законодательные разделы, обнаруживают глубокое понимание практических экономических проблем еврейского государства. Однако попытки анализа здесь ещё отсутствуют.

История экономической мысли начинается с письменных источников теократических государств древнего мира, в экономике которых происходили явления, в какой-то мере сходные с теми, что происходят у нас, и возникавшие проблемы решались в основном так же. Но история экономического анализа начинается только с греков.

Экономическая наука древних греков не смогла достичь независимого статуса и не получила собственного названия. Она была лишь отражением практических навыков управления домашним хозяйством. «Хрематистика» Аристотеля была некоторым приближением к экономической науке, обращалась она в основном к финансовым аспектам хозяйственной деятельности. Экономические рассуждения древних греков сливались с их общей философией государства и общества, т.е. они редко рассматривали экономический вопрос ради него самого. Поэтому их достижения в данной области незначительны, особенно по сравнению с их достижениями в таких областях, как математика, геометрия, астрономия, механика, оптика.

Тем не менее, известно, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт (430 - 355 гг. до н.э.). Он изложил свои экономические взгляды и воззрения в трактате «Домострой», подготовленный как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт писал, что экономия (от греческого ойкос - дом, номос - закон) - это наука, при помощи которой можно обогащать своё хозяйство. Источник богатства он видел в производстве полезных вещей.

Следует подчеркнуть, что именно Ксенофонт положил начало нормативному экономическому анализу, который использовал, в частности, при описании хозяйственного быта греческих полисов и мировой Персидской державы через образы идеализированных правителей и общественных порядков.

Эту традицию продолжил развивать земляк Ксенофонта Платон (427 - 347 гг. до н.э.) в своём труде «Государство». Его размышления представляют несомненный интерес даже в наше время. Идеальное государство Платона являлось городом-государством, в котором предполагалось небольшое и по возможности постоянное число жителей. Таким же стационарным, как население, должно быть его богатство. Вся экономическая и неэкономическая деятельность жёстко регулировалась.

Основой идеального государства Платон считал идею справедливости. Справедливым он понимал такое общество, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производс ...

Основы составления статистической сводки и группировки
статистическая группировка сводка Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки и сводки ...