Монополизация экономики и рынок причины несовместимости двух явлений. Антимонопольное государство

Данная работа посвящена рассмотрению таких понятий в экономике, как рынок и монополия, изучению причин их несовместимости и антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Я хочу более подробно рассмотреть причины появления и влияние монополизма. На протяжении годов эта проблема не утратила своей актуальности, потому что монополия любого вида ведет к торможению развития рынка. Целью данной работы является изучение понятий "монополия" и "рынок", "монополизация экономики", рассмотрение причин несовместимости двух явлений и подробное изучение антимонопольной политики. Я выбрала данную тему, так как считаю эту проблему актуальной в наше время. В экономике любой страны сталкиваются эти два явления, которые противоречат друг другу, монополия тормозит развитие рынка в целом, так как отсутствует конкуренция. Объектом моего исследования является рынок, экономические отношения на рынке, рыночные отношения, рассмотрение видов рынка, рыночных ситуаций на рынке. Предметом данной работы является рассмотрение влияния монополизма на рынок, его влияние на развитие рынка, причины возникновения монополии, характеристики монополии. Также я хочу изучить причины несовместимости монополизации экономики и рынка, привести пункты, по которым данные явления являются несовместимыми.

Эта тема является и была актуальной, потому что во многих сферах экономической деятельности встречается монополизация отрасли. Государство старается не допускать монополизацию экономики, поэтому оно принимает различные меры по предотвращению монополизации.

В данной работе раскрывается сущность явлений монополизации и рынка, причины их несовместимости, государственное регулирование монополизации экономики.

Монополизация экономики

Введение понятия "монополия"

Для начала мы рассмотрим, что такое монополия и что она из себя представляет. Монополией (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в частной принадлежности (индивидуальной, групповой либо акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на базе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

Монопольное положение является желанным для каждого бизнесмена либо компании, так как оно дозволяет избежать целый ряд заморочек и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в собственных руках определенную хозяйственную власть; влиять на остальных участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а время от времени и обществу свои личные интересы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают способности для ускорения технического прогресса. Но, эти способности реализуются в тех вариантах, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-больших прибылей. Йозеф Шумпетер и остальные экономисты обосновывали, что крупные компании, владеющие значимой властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические конфигурации, так как компании, владеющие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтоб защитить либо упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играются в особенности важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Монополия обычно выступает в следующих формах: 1) закрытая - защищена от конкуренции юридически: авторитаристским правом, патентом; 2) открытая - не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией); 3) естественная - эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

    Похожие статьи ...

    Особенности определения стоимости изобретений
    Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного ...

    Малое и среднее предпринимательство
    Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ...