Несовместимость двух явлений

Различие между конкурентной фирмой и монополией заключается в способности определять цену продукции. Масштабы конкурентной фирмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначительны, следовательно, она принимает цену на продукцию, как данную, определяемую сложившимися на рынке условиями, ведь чтобы привлечь внимание покупателя к своей фирме, у фирмы должны быть оптимальные условия продажи для покупателя. Напротив, поскольку монополия - единственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продукцию, варьируя объем предложения.

Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него. Отсутствие близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы.

В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматься или нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем, чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно, тогда большее количество людей захотят приобрести их, отказавшись от другого товара.

Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, то причина этого, вероятно, повышение престижа, а не увеличение доли рынка.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.

Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано существующими барьерами.

Мне кажется, что монополия и рынок с условиями конкуренции совершенно несовместимые друг с другом понятия. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта будут захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество.

Почему монополия и конкуренция - это несовместимые понятия?

. Монополии не заинтересованы в повышении качества при отсутствии конкурирующих предложений. Монополии уверены, что у них нет конкурентов, и покупатели в любом случае будут приобретать продукцию у них, потому что у покупателей нет выбора между фирмами. А если есть уверенность, что покупатели есть, то совершенствовать товар не обязательно.

. Монополии не заинтересованы в снижении конечной стоимости товара и услуги, поскольку являются диктующим участником рынка.

. Монополии не заинтересованы во внедрении новых технологий с целью получения максимальной прибыли без затрат на разработки.

В итоге можно сказать, что монополии не заинтересованы в улучшении своего товара, потому что у них есть уверенность в том, что их товар купят, и им не надо его совершенствовать.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать "порядочным", поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке, как объединение, когда ликвидируется конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...

Особенности и проблемы развития региональной экономической политики на примере Хабаровского края
Актуальность темы. Словосочетание экономическая политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества ...