Критерии выделения малых предприятий

• предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ);

• крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ);

• малые предприятия - юридические лица (МП). В рассматриваемом законодательном акте под

субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, предприятия, где доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не выше 25 %, а также предприятия, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• 100 человек - в промышленности, строительстве и на транспорте;

« 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;

• 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании;

• 50 человек - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности [7].

С 1995 по 2007 г. Россия являлась одним из немногих государств современного мира, где отсутствовали стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, что можно считать явным пробелом в российском законодательстве. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ с внесенными в него изменениями от 18 октября 2007 г., от 22 и 23 июля 2008 г., от 2 августа, 27 декабря 2009 г. и от 5 июля 2010 г. попытался устранить эти пробелы [8]. Критерии отнесения к малым предприятиям, предъявляемые новым законодательством, таковы: уставной капитал юридических лиц - общая доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, иностранных физических и юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 % (кроме активов акционерных инвестиционных и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может быть более 25 %. Некоторые исключения для научно-исследовательских предприятий сделаны в Федеральном законе № 217 от 2 августа 2009 г. Средняя списочная численность сотрудников с учетом всех работающих, в том числе по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также с учетом отработанного времени, определяемая сегодня в соответствии с приказом Росстата № 335 от 31 декабря 2009 г., не должна превышать следующих показателей:

• до 15 человек - микропредприятия;

• до 100 человек - малые предприятия;

• от 101 до 250 человек - средние предприятия.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без НДС или балансовая стоимость активов согласно дополнениям от 22 июля 2008 г., внесенным в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не должны превышать следующих параметров:

• для микропредприятий - 60 млн рублей;

• для малых предприятий - 400 млн рублей;

• для средних предприятий - 1 млрд рублей [8]. Приднестровское законодательство в области

государственного регулирования малых предприятий, начиная с Закона ПМР «О предпринимательской деятельности и предприятиях в При днестровской Молдавской Республике», принятого депутатами первого созыва в 1992 г., и заканчивая Законом ПМР «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства» от 15 октября 2008 г., к сожалению, как и российское законотворчество, имело массу недоработок в части рассматриваемой проблематики. Вплоть до 2011 г. в Приднестровье учитывался фактически лишь один количественный критерий для отнесения предприятия к категории «малое» - это списочный состав работников. Такое положение дел препятствовало выявлению четких контуров и границ сектора малого бизнеса приднестровской экономики. Упущенная в предыдущих законах дифференциация количества работников в зависимости от вида (сектора или отрасли) деятельности предприятия, а также использование финансовых критериев при его оценке были бы вполне оправданными в условиях нашего региона. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот предприятия, оказывающего бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Методы оценки залоговой стоимости жилой недвижимости с учетом долгосрочного характера ипотечного кредитования
недвижимость оценка Оценка залоговой стоимости присутствует в различных сегментах рынка жилищной ипотеки: при выдаче кредитов, их продаже или переуступке; при эмиссии, размещении, обращении ипотечных ценных бумаг и т.д. Отсутствие же обязательного к применению с ...

Методы и инструментарий государственного регулирования экономики
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень у ...