Критерии выделения малых предприятий

На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 статистических критериев отнесения предприятия к группам малых и средних. Эти критерии условно можно подразделить на количественные и качественные.

К количественным критериям относят:

• численность занятых на предприятии;

• стоимость основного капитала (активов);

• сумма годового дохода, объем продаж (оборот) и т. п.

Необходимо отметить, что использование одного количественного критерия для отнесения предприятия к числу малых не совсем корректно. Например, в акционерном обществе открытого типа при небольшом количестве работающих могут быть задействованы сотни и даже тысячи акционеров, или прибыль фирм, специализирующихся в области торговли, при относительно небольшом количестве работников может достигать десятков миллионов долларов США. К ограниченности количественных критериев можно отнести и тот факт, что показатель численности занятых ориентирован только на предприятия со сходным ассортиментом выпускаемой продукции, критерий величины стоимости основных фондов требует учета цен и технической оснащенности, а показатель объема произведенной продукции затруднительно применять в условиях несопоставимости различных видов продукции.

К качественным особенностям малого предприятия можно отнести следующие, присущие только ему характеристики:

• единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

• «обозримость» предприятия. Поскольку данная фирма, компания является ограниченной в масштабах, это вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;

• небольшие рынки ресурсов и сбыта, которые не позволяют фирме оказывать сколь-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;

• ограниченная территориальная сфера деятельности (обычно в границах отдельного города или района);

• персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, так как малое предприятие предполагает обслуживание сравнительно узкого круга потребителей;

• ключевая роль руководителя в жизни предприятия, который несет полную ответственность за результаты хозяйствования;

• преимущественно семейное ведение дел. В западных государствах порядка 60 % малых предприятий являются предприятиями семейного типа;

• высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Для крупных предприятий это соотношение представлено как 80:20, у малых оно составляет 20:80;

• характер финансирования. Если крупные предприятия приобретают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые компании в основном ориентируются либо на сравнительно небольшие кредиты банков, либо на собственные средства, либо на «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей и/или родственников) [3, с. 34].

В большинстве развитых стран современного мира система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от размера последних.

Ряд стран и международных организаций используют формально-количественное определение малого и среднего бизнеса. Так, Комиссия европейских сообществ (сегодня - Еврокомиссия), определяя вклад малых и средних предприятий стран Евросоюза в валовой внутренний продукт, занятость, экспортную деятельность, до середины 90-х годов XX в. применяла критерий количества работающих до 250 человек для малых предприятий и до 500 человек для средних. Уточненное позже определение Еврокомиссии стало включать комбинацию количественных определений (табл. 1) [4, с. 11]. При этом, по данной классифи кации, стоимость основного капитала компании не должна превышать 75 млн евро, а доля юридических лиц в капитале компании - 1/3 (участие юридических лиц в микропредириятиях, как правило, не допускается).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Оборотные средства организации и показатели их эффективного использования на предприятии отрасли
Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процес ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...