Критерии выделения малых предприятий
На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 статистических критериев отнесения предприятия к группам малых и средних. Эти критерии условно можно подразделить на количественные и качественные.
К количественным критериям относят:
• численность занятых на предприятии;
• стоимость основного капитала (активов);
• сумма годового дохода, объем продаж (оборот) и т. п.
Необходимо отметить, что использование одного количественного критерия для отнесения предприятия к числу малых не совсем корректно. Например, в акционерном обществе открытого типа при небольшом количестве работающих могут быть задействованы сотни и даже тысячи акционеров, или прибыль фирм, специализирующихся в области торговли, при относительно небольшом количестве работников может достигать десятков миллионов долларов США. К ограниченности количественных критериев можно отнести и тот факт, что показатель численности занятых ориентирован только на предприятия со сходным ассортиментом выпускаемой продукции, критерий величины стоимости основных фондов требует учета цен и технической оснащенности, а показатель объема произведенной продукции затруднительно применять в условиях несопоставимости различных видов продукции.
К качественным особенностям малого предприятия можно отнести следующие, присущие только ему характеристики:
• единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
• «обозримость» предприятия. Поскольку данная фирма, компания является ограниченной в масштабах, это вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;
• небольшие рынки ресурсов и сбыта, которые не позволяют фирме оказывать сколь-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара;
• ограниченная территориальная сфера деятельности (обычно в границах отдельного города или района);
• персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, так как малое предприятие предполагает обслуживание сравнительно узкого круга потребителей;
• ключевая роль руководителя в жизни предприятия, который несет полную ответственность за результаты хозяйствования;
• преимущественно семейное ведение дел. В западных государствах порядка 60 % малых предприятий являются предприятиями семейного типа;
• высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Для крупных предприятий это соотношение представлено как 80:20, у малых оно составляет 20:80;
• характер финансирования. Если крупные предприятия приобретают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые компании в основном ориентируются либо на сравнительно небольшие кредиты банков, либо на собственные средства, либо на «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей и/или родственников) [3, с. 34].
В большинстве развитых стран современного мира система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от размера последних.
Ряд стран и международных организаций используют формально-количественное определение малого и среднего бизнеса. Так, Комиссия европейских сообществ (сегодня - Еврокомиссия), определяя вклад малых и средних предприятий стран Евросоюза в валовой внутренний продукт, занятость, экспортную деятельность, до середины 90-х годов XX в. применяла критерий количества работающих до 250 человек для малых предприятий и до 500 человек для средних. Уточненное позже определение Еврокомиссии стало включать комбинацию количественных определений (табл. 1) [4, с. 11]. При этом, по данной классифи кации, стоимость основного капитала компании не должна превышать 75 млн евро, а доля юридических лиц в капитале компании - 1/3 (участие юридических лиц в микропредириятиях, как правило, не допускается).
Похожие статьи ...
Особенности расчета различных видов стоимости объектов недвижимой собственности
Недвижимое имущество находится в свободном гражданском обороте и является
объектом различных сделок, что порождает потребность в оценке его стоимости,
т.е. в определении денежного эквивалента различных видов недвижимости в
конкретный момент времени.
Стоимость ...
Конкурентоспособность России в мировой экономике условия и факторы
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем
состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее
участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической
безопасности и в общем виде представ ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...