Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги

ценообразование медицинский страхование лечебный

Политика ценообразования на сегодняшний день - сложная проблема для системы здравоохранения в целом. Это обусловливается целым рядом причин. Прежде всего, относительной новизной вопроса. Для основной массы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) вопросы ценообразования возникли совсем недавно, а именно при переходе на новый хозяйственный механизм и при развитии и внедрении медицинского страхования.

Механизмы формирования цен на платные медицинские услуги основаны на анализе экономической ситуации в регионе в целом и в определенном ЛПУ. Этот анализ состоит из следующих элементов:

1. Определение цели. Прежде всего, следует уточнить, для решения каких задач предназначены цены: или прибыль будет использована для достижения какой-либо определенной цели (приобретение оборудования, ремонт и т.д.), или она будет иметь длительный период применения и носить стимулирующий характер.

2. Оценка рыночной ситуации. Оцениваются: конъюнктура на рынке (соотношение спроса и предложения), платежеспособность населения.

3. Оценка возможностей ЛПУ в производстве услуг. Оцениваются: все виды возможных издержек и затрат с учетом возможных вариантов поведения конкурентов, возможная динамика изменения цен на услуги.

4. Определение базы расчетов. Определяют, по каким ценам ориентироваться - по фактическим затратам конкретных ЛПУ либо по затратам в целом по району, городу или региону.

5. Определение итоговой цены. Для принятия окончательного решения о цене необходимо произвести: полную оценку всех издержек, индексацию затрат из-за инфляции (текущей и возможной перспективной).

Методы ценообразования зависят от поставленных конкретной организацией здравоохранения целей, к которым относятся:

1. максимизация текущей прибыли,

2. завоевание доли рынка,

3. изыскание дополнительных средств на развитие,

4. стимулирование труда,

5. переход на самофинансирование,

6. обеспечение доступной медицинской помощи для большинства населения региона.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться:

) как средние издержки + прибыль,

2) как безубыточность + нулевая прибыль,

3) исходя из ощущаемой ценности услуги,

4) на уровне цен других учреждений,

5) на договорной основе.

Таким образом, цена на платную медицинскую услугу состоит из двух элементов: себестоимость и прибыль.

Себестоимость - это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда в лечебно-профилактических учреждениях в расчете на единицу услуг (пролеченного больного, прикрепленного жителя и т.д.). [3]

Таким образом, себестоимость - это один из важнейших экономических показателей, обобщающих деятельность медицинских учреждений. При определении себестоимости любого вида медицинских услуг может быть использована следующая формула[1]:

С= 3 + О + И + М + Б + П + Пр

где 3 - расходы на оплату труда. Это затраты на оплату труда медицинских работников, которые выполняют услуги, пропорциональные затраченному времени на их производство. Причем здесь же отражаются и все начисления на заработную плату;

О - стоимость оборудования (основного и дополнительного) с учетом срока службы, то есть результат расчета амортизационных отчислений;

И - стоимость инструментария с учетом срока службы;

М - расходы на медикаменты, реактивы, потребляемые при оказании медицинской услуги;

Б - расходы на белье, постельные принадлежности, одежду с учетом условий их использования (например с учетом срока службы и др.);

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Макроэкономическое равновесие
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики. Макроэкономическое равновесие - момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сба ...

Особенности и проблемы развития региональной экономической политики на примере Хабаровского края
Актуальность темы. Словосочетание экономическая политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества ...