Состав фондов экономического стимулирования и источники их образования. Роль и состав фондов экономического стимулирования в укреплении хозрасчета предприятий

На этапе планомерного и всестороннего совершенствования общества ключевым звеном экономической стратегии является перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития, обеспечение всемерного повышения эффективности производства. Важную роль в реализации этого курса играет последовательное укрепление хозяйственного механизма, и в частности усиление материальной заинтересованности и ответственности коллективов предприятий (производственных объединений) за результаты работы на основе внедрения хозяйственного расчета.

Хозрасчетный метод ведения хозяйства предполагает осуществление предприятиями воспроизводственного процесса за счет собственных средств. При этом функциональное назначение хозрасчета сводится к обеспечению сочетания экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников с общенародными интересами, выражающимися в увеличении количества и улучшении качества продукции, соответствующей общественным потребностям, при наименьших затратах труда на ее производство. Такое единство экономических интересов достигается на основе организации действенного механизма хозрасчетного стимулирования.

Усиление роли хозяйственного расчета предприятий (объединений) обусловливает необходимость последовательного развития всего комплекса хозрасчетных материальных стимулов. Если прежде хозрасчетное стимулирование было направлено главным образом на увеличение объемов производства, то в современных условиях принципиальное значение имеет стимулирование достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности, повышения эффективности производства и качества работы.

Своеобразным «ядром» всей системы хозрасчетного стимулирования являются фонды экономического стимулирования: фонд материального поощрения (ФМП), фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМ и ЖС) и фонд развития производства (ФРП). В Законе о государственном предприятии (объединении) при уточнении функционального назначения изменены названия двух последних фондов. Теперь это фонд социального развития (ФСР) и фонд развития пооизводства, науки и техники (ФРПНТ).[11]

Формируемые за счет собственных финансовых ресурсов предприятий (объединений) фонды стимулирования выступают материальным выразителем экономических интересов трудовых коллективов. По существу именно через эти фонды в конечном счете оказывают воздействие на усиление материальной заинтересованности трудовых коллективов в улучшении результатов хозяйственной деятельности такие экономические рычаги, как нормативный метод распределения прибыли и дохода, плата за производственные фонды, надбавки (скидки) к оптовым ценам, штрафные санкции и др.

Существование трех самостоятельных фондов экономического стимулирования обусловлено необходимостью разграничения функциональной роли используемых средств.

Так, фонд материального поощрения, являющийся одним из важных элементов совокупного фонда оплаты труда, связан с формированием денежных доходов трудящихся. Он расходуется в основном на премирование работников и призван непосредственно увязать коллективные и личные интересы с интересами общенародными. Фонд социального развития предназначен для совместного удовлетворения социальных нужд трудовых коллективов и дополняет общественные фонды потребления. Наконец, фонд развития производства, науки и техники предназначен для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обновления и расширения основных фондов на современной технической основе, прироста собственных оборотных средств, а также на другие цели производственного развития предприятия.

За период, прошедший с момента создания рассматриваемых фондов экономического стимулирования в промышленности, их общий размер неуклонно возрастал.

Нужно подчеркнуть, что повышение роли фондов экономического стимулирования в укреплении хозяйственного расчета предприятий (объединений), усиление их влияния на улучшение результатов хозяйственной деятельности коллективов определяются не только величиной средств этих фондов, но и прежде всего порядком их образования и использования. При одном и том же размере фондов эффективность механизма хозрасчетного стимулирования может оказаться весьма различной. [15]

Так, методика формирования фондов экономического стимулирования должна обеспечивать их зависимость от качественных показателей работы предприятий, заинтересовывать последние в принятии и выполнении напряженных плановых заданий. Принципиальное значение имеет стабильность долговременных экономических нормативов, представляющих коллективам возможность самим зарабатывать средства на собственные нужды. К сожалению, пока эти требования должным образом не выполнялись. В частности, существенным недостатком сложившейся практики формирования средств фондов стимулирования стала слабая зависимость изменения их размеров от динамики показателей конечных результатов и эффективности работы предприятий. Например, за 1970-1985 гг. в промышленности фонд материального поощрения увеличился в 2,27 раза, в то время как производительность труда выросла лишь на 82%.

Похожие статьи ...

Конкурентоспособность России в мировой экономике условия и факторы
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представ ...

Макроэкономическая нестабильность и безработица. Проблемы занятости в национальной экономике Республики Беларусь
В данной курсовой работе следует обратить внимание, как на проблемы макроэкономической нестабильности, так и на программы антикризисных мер в нашей стране и за рубежом. В настоящее время проблемы занятости и безработицы, миграции рабочей силы являются одним ...