Функциональная сеть центров развития

Поддерживающий каркас Латгальской

функциональной сети центров развития, или городской "центр тяжести" образуют основные движители экономического роста латгальского региона - Даугавпилс, Резекне и Екабпилс. Даугавпилс будет развиваться как важнейший трансграничный научный, экономический и сервисный центр развития, Резекне будет создаваться как культурный и образовательный центр, а также центр инновативного предпринимательства, в свою очередь, Екабпилс будет точкой пересечения транзитных дорог. Вместе эти города будут движущей силой экономического развития латгальского региона и являться воротами между Востоком и Западом. Конкурентоспособность функциональной сети дополнительно придадут региональные центры развития - такие города, как Прейли, Ливаны, Краслава, Лудза и Балви, которые обеспечат интеграцию региона в сети приграничного сотрудничества.

Понятие - кластер

В мировой экономической литературе понятие кластер очень разное, но все же из них можно составить общее понятие - географическая концепция, сотрудничество и общий интерес. Что бы наглядней показать эту связь автор упомянет несколько понятий кластеров и приведет их теоретическое начало.

В начале 90 годов 20 столетия в школе бизнеса Гарварда профессор Михаил Портерс в своей книге " Преимущества сравнивающие нацию" определяет и применяет на практики кластеровую концепцию руководства бизнесом.

Профессор Портер характеризовал начальную концепцию промышленных кластеров как объединение нескольких производств, основывающихся на развитии поставщиков и покупателей, использующих похожие технологий, работающие с одним и тем же дистрибьютерским каналом или использующие аналогичную квалифицированную рабочую силу. В своей книге "Преимущества сравнивающие нацию" М. Портар предлагает определение двум кластером - вертикальному и горизонтальному, которое в последствии встречается в очень многих научных работах. Однако сначала М. Портера не понимают, не понимают и другие исследователи, не обращая должного внимания на оценку географической концепции кластеров.

В результате эволюции концепции кластеров образовывается, нам хорошо известное и широко используемое, понятие кластера. А именно, бизнес кластеры это связанные между собой предприятия, поставщики, индустриальные и институционные группы, которые образуются в определенных географических местах. Специализированные региональные кластеры образуются там, где находится достаточное количество ресурсов и компетентных специалистов для того чтобы предприятие смогло в полную силу использовать выгоду своей конкурентоспособности по сравнению с соседними регионами.

Академическая дискуссия по выгоде экономической специализации и локализации началась с середины 19-го века в связи с выходом книги Альфреда Маршала " Принципы экономики". Автор в своей книге описывает наблюдения за началом революционной концентрации специализированных отраслей в промышленности, в Англии тех лет. Последующие исследования о формировании промышленных районов, а также исследования отраслевой и региональной экономически, описывают кластеры как промышленные группы, которые объединяет поток товаров и услуг.

В 90 годах, начальную концепцию кластеров М. Портера, в своих трудах, использовали многие ученые - Энрайтс, Редманс, Розенфелдс, Яковс и Деманс. Так же многие ученые анализировали данную концепцию и в дальнейшем дополняли ее. Многие ученые критиковали Портера, указывая на то, что недостаточно точная научная формулировка кластера, а так же нет четкого определения терминов, используемых в кластере, например, образ региональной близости или сотрудничества и конкурентоспособности. Исследователи выразили озабоченность по поводу теории развития кластера и его использования, например, высказали беспокойство тем, что промышленный кластер может стать слишком специализированными.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...