Факторы конкурентоспособности

Конкурентоспособность интегрирует (синтезирует) все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. В соответствии с определением системы, как состоящей из внешнего окружения (взгляд вовнутрь, первично) и внутренней структуры (взгляд изнутри, вторично), факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние.

Факторы конкурентоспособности:

) первичным в определении конкурентоспособности товара является конкурентоспособность внешнего окружения: качество управления, конкурентоспособность страны, региона, организации. Эти факторы можно изобразить в виде «матрешки»: в центре организация, далее регион, страна, качество управления;

) среди специфических внутренних факторов конкурентоспособности товара важнейшим является его качество, определяющее уровень цены и затрат на использование товара;

) качество сервиса потребителей товара определяет уровень затрат за жизненный цикл товара;

) структура факторов по степени их влияния на конкурентоспособность для каждой группы товаров будет индивидуальной.

Профессор В.Я. Белобрагин предлагает включить в состав факторов конкурентоспособности товаров, наряду с рассмотренными четырьмя факторами, еще два - сроки поставок и имидж производителя. В предлагаемой нами структуре факторов конкурентоспособности товара «сроки поставок» входят в «качество управления», а «имидж производителя» - в «качество сервиса потребителей товара».

Главным, всеобщим внешним фактором конкурентоспособности является качество стратегических управленческих решений, выражающее степень обоснованности распределения ресурсов, точность прогнозов будущих параметров управляемых объектов. Качество управления можно повысить путем анализа действия экономических законов и законов организации, соблюдения принципов, применения научных подходов и методов.

В настоящее время наиболее конкурентоспособные корпорации мира уделяют большое внимание повышению точности технических и социально-экономических прогнозов на длительную перспективу за счет увеличения количества учитываемых внешних и внутренних факторов, применения современных методов оптимизации. Не меньшее внимание уделяется повышению качества сырья, материалов и комплектующих, качества оборудования и различных процессов с целью уменьшения допуска соединений и производственного брака. Так, корпорации «General Motors», «Ford», «Motorola», «Mercedes», «Toyta» и др. ежегодно тратят миллиарды долларов на повышение качества изготовления, снижение брака до шести сигм (не более 3,5 возможных дефектов на миллион операций). Российская промышленность, по нашей оценке, работает по системам, допускающим количество дефектов в тысячи раз больше шести сигм.

Низкое качество управления на всех уровнях иерархии, то есть игнорирование механизмов действия экономических законов и законов организации, научных подходов и принципов, современных методов и моделей управления (в широком смысле этого понятия), приводит к неоправданным политическим и социально-экономическим решениям, неэффективному использованию ресурсов.

Перечень всеобщих внешних и специфических внутренних факторов повышения конкурентоспособности для каждого вида объекта управления будет индивидуальным.

Специфические внутренние факторы конкурентоспособности региона и страны по степени их воздействия на конечный результат качество жизни рекомендуется подразделять еще и на стратегические и фактические. Формирование, финансирование и реализация стратегических факторов конкурентоспособности (инвестиционный климат, инновационная активность, расходы на НИОКР и на развитие личности и др.) обеспечивают улучшение фактических показателей или факторов (безопасность, качество инфраструктуры, индекс развития человеческого потенциала, уровень безработицы, продолжительность жизни и др.).

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
Нормальное функционирование предприятия не возможно без наличия определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются ...

Модель анализа и оценки формирования прибыли ООО СВ
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства ...