Монополия

Монополия - исключительное право на что-либо. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

· единственный продавец;

· отсутствие близких продуктов-заменителей;

· диктуемая цена. [10]

Из всех видов монополии особо выделяются естественные монополии, существующие в отраслях деятельности, использующих невоспроизводимые ресурсы или поставляющих продукцию для стратегических потребностей и не допускающих чрезмерных издержек конкуренции. По закону РФ "Об естественных монополиях" (1995 г.), к естественным монополиям отнесены:

транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки, услуги аэропортов, морских портов;

метрополитен;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.[12]

Похожие статьи ...

Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...

Конъюнктура российского рынка труда
Задание: опишите существующую конъюнктуру (соотношение и качество спроса и предложения) на российском рынке труда. Постройте кривые спроса и предложения на различные категории персонала или на труд работников различных профессий (разнорабочие, высококвалифициров ...