Типы рыночных структур

Сегодня выделяют четыре основных типа конкуренции:

Таблица 1. Краткая характеристика четырёх основных типов конкуренции.[5]

Рассмотрим их подробнее.

Совершенная (чистая) конкуренция является довольно редким случаем и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок иностранных валют.) Это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Чистая конкуренция имеет массу преимуществ. В долгосрочном периоде соблюдается равенство:

= МС = АС = Р (1)

Где, MR - маржинальная прибыль.

MC - предельные (маржинальные) издержки.

AC - средние издержки.

P - цена.

Q - количество.

Рисунок 1: Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и, продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Но, чистая конкуренция имеет ряд недостатков:

. Исходит из платежеспособных потребителей. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов;

. Не предусматривает производство общественных благ.

. Не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.

. Способствует унификации и стандартизации продукции. [6]

Далее, рассмотрим чистую монополию. Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:

В условиях чистой монополии производитель может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации.(рис. 2)

Рисунок 2: прибыль монополиста, проводящего ценовую дискриминацию.[7]

Где,

P - цена,

Q - количество товара,

MR - предельная выручка,

MC - предельные издержки,

ATC - средние постоянные издержки.

Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС на данном графике.

. Продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют.

. Чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

. Существенные барьеры для вступления на рынок.

Таким образом, в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. [8]

Потребители товаров и услуг монополий в смежных отраслях несут прямые и косвенные потери. Например, «монополизация рынка каустической соды и хлора Единой торговой компанией привела к тому, что цены на данную продукцию повысились в 2 - 2,5 раза. Так, дополнительные расходы ОАО «Сяський ЦБК» после повышения цен на каустическую соду с 2700 рублей за тонну в 2008 году до 6200 рублей в 2009 году составили 7735 тысяч рублей. Расходы ОАО «Архангельский ЦБК» - 11485 тысяч за тонну. А это существенно». [9]

Также, к чистой монополии можно отнести естественную. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

. транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;

. услуги по производству и передаче электрической и тепловой энергии;

. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, железнодорожные перевозки;

. услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности реализовать такие товары.

В настоящее время налоги с доходов естественных монополий в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности. [10]

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Конкуренция сущность, формы, значение в рыночной экономике
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет ...

Методы определения численности персонала
При определении численности персонала (нормы численности) необходимо учитывать множество показателей. Расчетной базой всех трудовых норм являются нормы времени, характеризующие продолжительность выполнения различных работ или величину затрат труда (времени) на ...