Проблемы малого бизнеса в России

Сектору малого и среднего бизнеса присущи следующие особенности:

- относительно низкая доходность;

- высокая интенсивность труда;

сложности с внедрением новых технологий;

ограниченность собственных ресурсов;

повышенный риск в конкурентной борьбе.

Эти особенности приводят к постоянному обновлению в секторе экономики малого предпринимательства из-за массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации. Причем, общее количество малых предприятий в стране, как правило, растет или остается неизменным, так как на месте ликвидированных предприятий постоянно создаются новые.

В настоящее время почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. В этом секторе экономики сосредотачиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, часто те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Эти люди предпочли свободную предпринимательскую деятельность работе по найму.

Российский малый бизнес обладает некоторыми особенностями, отличающими его от большинства зарубежных стран:

- совмещение нескольких видов деятельности в рамках одного предприятия (невозможность ориентации на однопродуктовую модель развития ввиду повышенных рисков);

- общий низкий технический уровень оснащения производства;

стремление к максимальной самостоятельности (за рубежом значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.);

низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

стремление малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе на международные;

неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг;

работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка.

Основные проблемы частного предпринимательства в России можно определить так:

- несовершенство налоговой системы;

- несовершенство законодательства;

недостаток информации, опыта, образования;

кадровые проблемы;

инфляция;

трудности получения кредитов для начала или развития бизнеса;

неплатежеспособность контрагентов - партнеров и клиентов, необязательность партнеров;

недостаток производственных площадей и офисов, трудности с арендой помещений;

бюрократические преграды, коррупция, взятки, рэкет;

недостаток материальной базы, высокие цены на сырье и материалы;

организация сбыта, поиска клиентов, потребителей;

невыгодность инвестиций, производства;

высокая конкуренция.

Состояние российского рынка, на котором действуют субъекты малого и среднего предпринимательства, существенным образом отличается от экономически развитых стран (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2 Отличительные особенности российского рынка деятельности малых и средних предприятий

Российский рынок

Зарубежные рынки

1. Ограниченность внутреннего спроса на отечественные товары при давлении зарубежных товаропроизводителей. 2. Непроработанность законодательства. 3. Постоянные неплатежи, неисполнение договорных обязательств, недобросовестная конкуренция. 4. Теневой оборот средств, неуплата налогов. 5. Недостоверность информации о конъюнктуре рынка, продавцах, покупателях, ценах.

1. Преобладающее влияние спроса и быстрая реакция на него. 2. Детальность законодательства. 3. Традиции соблюдения договорных отношений. 4. Минимальная криминализация. 5. Информационная открытость.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Макроэкономическая ситуация 2008-2011 г. и ее влияние на положение предприятия
В 2000-2008 годах наша страна развивалась под управлением ВВ. Путина. В течение этих Россия показывала высокий стабильный рост экономики и повышения благосостояния людей, что, несомненно, не могло не обнадеживать как мелкий, так и крупный бизнес. Но в 2008 году ...

Основы составления статистической сводки и группировки
статистическая группировка сводка Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки и сводки ...