Понятие постоянных, переменных и общих издержек. Исчисление и графическая интерпретация

Рис.5.5 Общие издержки фирмы

Рис.5.6.Средние общие, средние переменные и средние постоянные издержки

Графически средние издержки изображаются суммированием кривых средних постоянных и средних переменных издержек и имеют U-образную форму (рис. 5.6).

Роль средних издержек в деятельности фирмы определяется тем, что их сравнение с ценой позволяет определить величину прибыли, которая рассчитывается как разность между общей выручкой и общими издержками.

Эта разница служит критерием выбора правильной стратегии и тактики фирмы. Понятий общих и средних издержек бывает недостаточно для анализа поведения фирмы. Поэтому экономисты используют еще один вид издержек - предельные.

Предельные издержки (МС - marginal costs) - это издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки равны изменению общих издержек, деленному на изменение объема произведенной продукции, т. е. они отражают изменение издержек в зависимости от количества выпускаемой продукции. Поскольку постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержки всегда равны нулю, т. е. MFC = 0. Поэтому предельные издержки - это всегда предельные переменные издержки, т. е. MVC = МС. Из этого следует, что увеличивающаяся отдача переменных факторов сокращает предельные издержки, а понижающаяся отдача - наоборот, их увеличивает.

Предельные издержки показывают, какова величина затрат, которые фирма понесет при росте производства на последнюю единицу продукции, или тех средств, которые она сэкономит в случае уменьшения производства на данную единицу. В том случае, когда дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции меньше средних издержек уже произведенных единиц, производство данной следующей единицы понизит средние общие издержки. Если же издержки на следующую дополнительную единицу будут выше, чем средние издержки, ее производство повысит средние общие издержки.

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести фирме в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки - это та величина, которую фирма может контролировать прямо. Предельные издержки получают как разность между издержками производства п + 1 единиц и издержками производства п единиц продукта.

Поскольку при изменении объема выпуска постоянные издержки FV не меняются, изменение предельных издержек определяется лишь изменением переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, математически предельные издержки можно выразить так:

Рис.5.7 Предельные и средние издержки

где Δ (дельта - греч.) - малое изменение чего-либо;(derivative) -производная, которая в экономике интерпретируется как предельная величина функции.

Первой производной функции переменных издержек по выпуску продукции являются предельные издержки.

Графически предельные издержки изображаются следующим образом (рис. 5.7).

Изложенное относится к короткому периоду.

6. Вопрос № 34. Анализ поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции. Спрос на товар фирмы «совершенный конкурент». Цена, средняя и предельная выручка фирмы в условиях совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция - это модель рыночной структуры. Как и у всякой модели, у нее есть свои допущения. На рынке совершенной конкуренции:

за рубль покупателя конкурирует множество продавцов и производителей одной и той же продукции,

доля каждого из продавцов в совокупном предложении настолько мала, что он не в состоянии повлиять на рыночную цену;

желающих купить этот товар тоже много, и доля каждого из них мала, а значит, не влияет на совокупный спрос;

всем участникам рыночных сделок доступна информация о технологии, ценах и других рыночных условиях;

отсутствуют барьеры для входа в отрасль и выхода из нее: возможно свободное перемещение ресурсов между отраслями.

При перечисленных условиях на рынке установится единая для всех участников сделок цена. Если кто-то попытается реализовать свой товар выше сложившейся цены, то покупатели обратятся к другому продавцу; а продавать по более низкой цене он не будет потому, что он может без затруднений продать по более высокой (единой) цене.

Итак, в условиях совершенной конкуренции на рынке много продавцов и много покупателей. Производители предоставляют однотипную продукцию, у покупателей нет предпочтений в отношении конкретного продавца. Цена на рынке не зависит от поведения отдельного потребителя или одной фирмы. Фирма может легко прийти на рынок и легко уйти с него.

Так как ни отдельные производители, ни отдельные потребители не могут повлиять на уровень цены, то она принимается как постоянная величина, и линия цены на графике будет отображаться прямой горизонтальной линией:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Основные теории макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие - это сбалансированность и пропорциональность основных параметров экономики, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку это соответст ...

Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
Нормальное функционирование предприятия не возможно без наличия определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются ...