Понятие постоянных, переменных и общих издержек. Исчисление и графическая интерпретация

Рис.6.1 Уровень цены

Рассчитаем величину предельного и среднего дохода для фирмы - совершенного конкурента. Так как цена - величина неизменная, то изменение совокупной выручки будет вызвано только изменением объемов выпуска, значит:

то есть на рынке совершенной конкуренции предельная выручка равна цене

MR=P

Тоже самое происходит и со средним доходом фирмы. Так как цена на продукцию не меняется, то весь выпуск фирмы продается по этой цене, и значит:

или AR=P

Это и отразилось на нашем графике (вверху): предельный и средний доход - величины, равные значению постоянного уровня цены:

MR=AR

Конкретный уровень цены товара складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли. Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса. Кривая же индивидуального спроса показывают, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях. Точно так же кривую совокупного предложения (то есть предложения всех фирм в отрасли) можно построить, произведя горизонтальное суммирование кривых предложения всех фирм данной отрасли.

Поскольку, исходя из характеристик совершенной конкуренции, доля каждой фирмы на рынке весьма мала, рыночная цена не зависит от объема продукта, продаваемого отдельной фирмой. Это значит, что линия спроса на продукцию данной фирмы также является прямой при данной цене ( Р) и представляет собой горизонтальную линию. То есть спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно эластичен: сколь угодно малое повышение цены вызывает сокращение рыночного объема спроса до нуля, а при любом снижении превысит производственные возможности фирмы. Тогда в простейшем виде равновесие фирмы на конкурентном рынке графически можно представить следующим образом:

Рис.6.2 Равновесие фирмы на конкурентном рынке

Так будут выглядеть графики спроса, предельного и совокупного дохода в условиях совершенной конкуренции. Но на таком графике, совершенно не учитываются издержки фирмы производителя.

Равновесие фирмы - это тот объем выпуска и соответствующий ему размер затрат производства, при которых фирма максимизирует прибыль, она будет действовать максимально эффективно при данных условиях.

Значит, и равновесие фирмы - совершенного конкурента рассматривается в кратко- и долгосрочном периодах.

Ключевым для теории издержек является разделение на постоянные и переменные издержки, а значит, анализ деятельности фирмы в краткосрочном периоде (когда есть постоянные затраты) и в долгосрочном (когда все затраты производителя переменные)

В краткосрочном периоде для производителя условием максимизации прибыли будет являться равенство предельных издержек предельному доходу, то есть MC = MR

Прибыль фирмы увеличивается до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции дает прирост прибыли, то есть пока величина предельного дохода (MR) превышает уровень предельных затрат на производство (МС). Следовательно, пока сохраняется неравенство MR > МС, фирма будет продолжать наращивать объемы производства, увеличивать выпуск. В ситуации, когда MR < МС, фирме невыгодно увеличение объемов производства, ей необходимо, наоборот, при данных условиях уменьшить выпуск. При равенстве предельного дохода предельным затратам фирма при данных условиях достигает максимальной прибыли, и увеличивать или уменьшать выпуск ей невыгодно.

Так как предельный доход фирмы совершенного конкурента равен цене, тогда для фирмы - совершенного конкурента существуют следующие условия для эффективного объема выпуска продукции:

. МС<Р - производство можно увеличивать, наращивание выпуска будет эффективным для производителя;

. МС = Р - эта точка характеризует максимальную величину выпуска продукции для данной фирмы;

. МОР - производство продукции убыточно для фирмы (убывающая отдача от масштаба), его необходимо сокращать.

Линия, показывающая предлагаемые фирмой количество продукции для каждого уровня цены. называется кривой предложения фирмы.

Кривой предложения фирмы является часть кривой ее предельных издержек выше значения средних переменных издержек.

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде зависит от следующих факторов:

количество фирм в отрасли

размера фирм

применяемой технологии

В условиях совершенной конкуренции для обеспечения долгосрочного равновесия фирмы необходимо:

)фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или уменьшению производства

)фирма должна быть удовлетворена объемом используемых мощностей и постоянных затрат, которые обеспечат ей минимальные средние общие и долгосрочные средние общие издержки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками, основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления. Антикризисное управлени ...

Л.В. Канторович разработка теории линейного программирования
В этом реферате я напишу о деятельности Леонида Витальевича Канторовича, выдающегося ученого ХХ века, о его борьбе за признание своих экономико-математических теорий, о начальном этапе истории линейного программирования, о зарождении новой области математическо ...