Исследование рынка соков и нектаров

Сегодня в соковой отрасли Украины работают 78 предприятий-производителей конечной продукции. При этом основной объем представленных на внутреннем рынке соковых продуктов (98%) приходится на 7 компаний. На долю участников Союза производителей соковой продукции Украины приходится 75% готовой продукции. Если говорить о потреблении соков, нектаров и сокосодержащих напитков, то в 2010 году этот показатель достиг 19,4 л в год на душу населения. При этом уровень потребления соков составил 10,8 л, нектаров - 7,4 л, сокосодержащих напитков - 1,2 л. Основной рост потребления соковых продуктов приходится на городское население. В Украине средний объем ежегодного потребления сока составляет около 60 литров на человека. Эти показатели говорят о хороших перспективах развития соковой индустрии.

Соки и нектары в Украине не входят в перечень товаров первой необходимости. Люди начинают их покупать только по мере достижения определенного уровня доходов, и начинают, естественно, с продукции, относящейся к низшему среднему сегменту.

Объем производства соков в первом полугодии 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года сократился более чем на 30% и составил 361 тыс. тонн. Падение потребления соков в Украине вызвано снижением покупательской способности населения. При этом сокращение потребления в низком ценовом сегменте все же меньше, чем в сегменте дорогих соков. Будет наблюдаться переход с более дорогих продуктов на соки и нектары массового сегмента. В итоге многие инновационные проекты будут приостановлены. Так как в период кризиса покупательная способность населения падает, многие компании будут вынуждены сократить производство. Мелкие предприятия с малоузнаваемыми брендами вероятнее всего покинут рынок.

Основной проблемой рынка соков остается дефицит сырья. Потребности производителей обеспечиваются местным сырьем не больше чем на 25%, так как в Украине просто нет промышленных посадок фруктов.

Площадь плодоносящих садов в Украине с каждым годом уменьшается, данные представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Площадь плодоносящих садов в Украине - (тыс.га) по данным института садоводства АНУ

Год

Площадь, тыс га

2008

512

2009

468

2010

361,

В структуре себестоимости продукции сырье занимает около 60%, цены на некоторые его виды за последнее время возросли в 1,5-3 раза. Важной проблемой производителей соков является также система дистрибуции.

Также основными проблемами рынка соков и сокосодержащих напитков, потребление которых в Украине растет с каждым годом, остаются нестабильность предложения многих видов сырья и рост цен на него.

В результате на рынке сложился некоторый дефицит платежеспособного спроса на готовый продукт и ССН продукты в дальнейшем будут дорожать. В сложившейся ситуации производители были поставлены перед выбором: либо увеличивать цены на свою продукцию и предлагать 100%-ный сок исключительно по ценам премиального сегмента (более 10 грн. за 1 л), который сможет покупать ограниченный круг потребителей, либо менять структуру предложения.

Структура продаж ССН в Украине в 2010 г. по вкусам % (по данным МЕМРВ) показана на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 Структура продаж ССН в Украине за 2010г. По вкусам в %

Также, в таблице 1.2 можно увидеть производство, импорт и экспорт сокосодержащих напитков в Украине.

Таблица 1.2 Производство, импорт и экспорт сокосодержащих напитков в Украине в период 2008-2010гг.

Год

Производство ССН в Украине, млн л

Импорт ССН в Украину, тыс. т

Экспорт ССН, тыс. т

2008

1250

80,6

142,3

2009

1345

85,3

168,2

2010

1420

93,7

187,5

Новые разработки в области технологии консервирования, заморозки и сушки плодоовощной сельскохозяйственной продукции, возрастающий спрос на отечественную продукцию и большой диапазон между потенциальным и фактическим рынком делает эту отрасль пищевой промышленности привлекательной для инвесторов.

Похожие статьи ...

Оборотный капитал (средства) фирмы
Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства - получение прибыли на авансированный капитал - является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирования, производства, реализации (обмена) и потребления. Формир ...

Народнохозяйственное значение, экономическая эффективность и пути ее повышения в отрасли овцеводства
Овцеводство является важной отраслью сельского хозяйства. Значение овцеводства огромно. Большая часть территории России размещена в зоне с суровыми зимами, что обусловливает потребность в теплой одежде. Овцеводство является источником шерсти, шубных и меховых ов ...