Развитие Японии под влиянием науки и его следствие

Именно поэтому Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных исследований.

И, чтобы продемонстрировать то, к чему вышла страна на сегодняшний момент, хотелось бы рассмотреть структуру современного экспорта и импорта. В товарной структуре экспорта Японии наибольший вес традиционно имеет продукция общего и специального машиностроения, доля которого в 2010 г. составила 42%, что существенно ниже показателей середины 2000-х гг. (45-49%). Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которого в кризис несколько снизилась по сравнению с прежними показателями - 23% против 24-25%. Значительный удельный вес имеют химические товары (13% в 2010 г.) и металлопродукция (10,5%).

В японском экспорте доминируют 3 статьи машинно-технической продукции, на которые в сумме приходится 55-60% поставок. Место и вес этих статей по отдельности от года к году меняется, в 2010 г. они выглядели так: механическое оборудование и техника, компьютеры (19,5%), средства наземного транспорта (19%), электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура (17%). Другими важными экспортными позициями в 2010 г. были неклассифицированные товары (5,2%), оптика, приборы, медицинская техника (5,1%), чёрные металлы (5%), пластмассы (3,8%), суда (3,4%) и органические соединения (2,9%).

В товарной структуре импорта Японии главную роль с середины 2000-х гг. играет топливо (28,5% в 2010 г.), отодвинувшее на второе место продукцию общего и специального машиностроения (24%). Важными товарными группами также являются химические товары (10,5% в 2010 г.), продовольствие (8,5%), металлопродукция и продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (по 6,5%).

Наибольший вес в японском импорте традиционно имеет статья топлива, доля которого в 2010 г. составила 28,5%. Вторую и третью позиции занимают электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура и механическое оборудование и техника, компьютеры - 12,5% и 8,1% соответственно. Кроме них, важными позициями импорта в 2010 г. были руды (4,5%), оптика, приборы, медицинская техника (3,2%), органические соединения, фармацевтическая продукция (по 2,3%), средства наземного транспорта (2,1%).[16]

Структура японского экспорта большей частью представляет собой экспорт высокотехнологических товаров, когда импорт- большей частью сырье. Историческое развитие Японии выгодно расставило акценты, отдав предпочтение наукоемкой продукции.

Но, несмотря на то, что страна считается одной из наиболее развитых в научной сфере, все еще остаются нерешенные проблемы.

Во-первых, по Японии больнее всего ударил кризис 2009 года. Спад в японской экономике в первом квартале 2009 г. оказался самым глубоким за последние полвека и в пересчете на годовой период составил 15,2%. С января по июнь 2009 г. в Японии обанкротились 273 компании, связанные с автомобильной промышленностью, что на 51% больше, чем в аналогичный период 2008 г.[27]

Во-вторых, экономика не успела еще правиться от потрясений 2008-2009, как события марса 2011 в который раз заставили пересмотреть свои долгосрочные научные планы, обратив все свое внимание на устранение последствий. В зоне поражения проживает примерно 22 млн человек (17 % от общего населения Японии), номинальный ВВП, вырабатываемый на пострадавшей территории - 74 трлн. иен (что составляет примерно 15 % от ВВП страны), стоимость основного капитала всех 7 префектур - 133 трлн. иен (20 % от стоимости всего основного капитала Японии). Для сравнения, в затронутых землетрясением 1995 г. префектурах проживало около 5,5 млн. человек (4,5 % от общего населения), вырабатывался внутренний продукт в 20 трлн. иен (4 % от ВВП Японии), а также содержалось капитальных средств на сумму 16 трлн иен (4 % от общей суммы).[26]

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Новые индексы измерения качества жизни
В современном мире кризис очень влияет на социальную обстановку в стране. Более половины россиян отмечают, что за последние полгода жизнь стала опаснее, чем раньше. Причем более обеспокоены ухудшением общественного порядка столичные жители. Россияне разделились ...

Методы мотивации труда на предприятиях общественного питания на примере ресторана Сибирская Корона
Проблемы мотивации не оспариваются наукой, но от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно - правовых форм ...