Развитие Японии под влиянием науки и его следствие

Именно поэтому Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных исследований.

И, чтобы продемонстрировать то, к чему вышла страна на сегодняшний момент, хотелось бы рассмотреть структуру современного экспорта и импорта. В товарной структуре экспорта Японии наибольший вес традиционно имеет продукция общего и специального машиностроения, доля которого в 2010 г. составила 42%, что существенно ниже показателей середины 2000-х гг. (45-49%). Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которого в кризис несколько снизилась по сравнению с прежними показателями - 23% против 24-25%. Значительный удельный вес имеют химические товары (13% в 2010 г.) и металлопродукция (10,5%).

В японском экспорте доминируют 3 статьи машинно-технической продукции, на которые в сумме приходится 55-60% поставок. Место и вес этих статей по отдельности от года к году меняется, в 2010 г. они выглядели так: механическое оборудование и техника, компьютеры (19,5%), средства наземного транспорта (19%), электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура (17%). Другими важными экспортными позициями в 2010 г. были неклассифицированные товары (5,2%), оптика, приборы, медицинская техника (5,1%), чёрные металлы (5%), пластмассы (3,8%), суда (3,4%) и органические соединения (2,9%).

В товарной структуре импорта Японии главную роль с середины 2000-х гг. играет топливо (28,5% в 2010 г.), отодвинувшее на второе место продукцию общего и специального машиностроения (24%). Важными товарными группами также являются химические товары (10,5% в 2010 г.), продовольствие (8,5%), металлопродукция и продукция лёгкой промышленности и сырьё для неё (по 6,5%).

Наибольший вес в японском импорте традиционно имеет статья топлива, доля которого в 2010 г. составила 28,5%. Вторую и третью позиции занимают электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура и механическое оборудование и техника, компьютеры - 12,5% и 8,1% соответственно. Кроме них, важными позициями импорта в 2010 г. были руды (4,5%), оптика, приборы, медицинская техника (3,2%), органические соединения, фармацевтическая продукция (по 2,3%), средства наземного транспорта (2,1%).[16]

Структура японского экспорта большей частью представляет собой экспорт высокотехнологических товаров, когда импорт- большей частью сырье. Историческое развитие Японии выгодно расставило акценты, отдав предпочтение наукоемкой продукции.

Но, несмотря на то, что страна считается одной из наиболее развитых в научной сфере, все еще остаются нерешенные проблемы.

Во-первых, по Японии больнее всего ударил кризис 2009 года. Спад в японской экономике в первом квартале 2009 г. оказался самым глубоким за последние полвека и в пересчете на годовой период составил 15,2%. С января по июнь 2009 г. в Японии обанкротились 273 компании, связанные с автомобильной промышленностью, что на 51% больше, чем в аналогичный период 2008 г.[27]

Во-вторых, экономика не успела еще правиться от потрясений 2008-2009, как события марса 2011 в который раз заставили пересмотреть свои долгосрочные научные планы, обратив все свое внимание на устранение последствий. В зоне поражения проживает примерно 22 млн человек (17 % от общего населения Японии), номинальный ВВП, вырабатываемый на пострадавшей территории - 74 трлн. иен (что составляет примерно 15 % от ВВП страны), стоимость основного капитала всех 7 префектур - 133 трлн. иен (20 % от стоимости всего основного капитала Японии). Для сравнения, в затронутых землетрясением 1995 г. префектурах проживало около 5,5 млн. человек (4,5 % от общего населения), вырабатывался внутренний продукт в 20 трлн. иен (4 % от ВВП Японии), а также содержалось капитальных средств на сумму 16 трлн иен (4 % от общей суммы).[26]

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Нормирование труда на предприятии ООО Аврора
Современное состояние экономики РФ и политика государства на данном этапе. Экономика - это особый мир, со своими законами и проблемам, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, это мир экономики, а главное открыт для каждого, кто хочет войти в него ак ...

Открытие придорожного кафе
Цель проекта «Открытие придорожного кафе» - создание семейного предприятия, которое обеспечит занятость членам семьи и поступление денег в семейный бюджет, путем открытия придорожного кафе в пустующем помещении. Общая сумма инвестиций составит 54 тыс.грн, и ...