Конкурентоспособность предприятия: значение, сущность, содержание

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, которое синтезирует в себе все стороны, факторы функционирования и развития объекта управления.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Поскольку конкурентоспособность - междисциплинарное понятие, то на наш взгляд необходимо определить приоритеты в изучении и применении на практике отдельных вопросов управления конкурентоспособностью, именно поэтому сосредоточимся конкретней на определении конкурентоспособности предприятий.

Определим конкурентоспособность предприятия как его потенциальное качество, которое включает:

) способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения.

) способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество.

) способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику, включая психологическое позиционирование товара у потребителя, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;

) способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства - капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продаваемой продукции.

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [4, с. 64]

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

· конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

· вид производимого товара;

· ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

· лёгкость доступа на рынок;

· однородность рынка;

· конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

· конкурентоспособность отрасли;

· возможность технических новшеств в отрасли;

· конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

2. Близость предприятия к клиенту.

. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.

. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

. Умение твёрдо стоять на своём.

. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производс ...

Открытое акционерное общество Нефтегазовая компания Русснефть
Общие сведения о Компании Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество Нефтегазовая компания "РуссНефть". на английском языке: "RussNeft". Сокращенное фирменное наименование: ОАО НК "РуссНефть". на ан ...