Понятие особых экономических зон

общая политическая стабильность в стране.

В настоящее время в мировой практике все типы ОЭЗ подразделяются на четыре основные группы:

) зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

) промышленные или промышленно-производственные зоны;

) технико-внедренческие зоны - технополисы и технопарки;

) сервисные зоны, или зоны услуг.

Всего в мире насчитывается 1200 ОЭЗ, в том числе 400 зон свободной торговли, 300 промышленно-производственных зон, 400 технико-внедренческих зон и 100 сервисных зон.

Зоны свободной торговли создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, которые рассматриваются как находящиеся за пределами государства. Это означает, что на ввезенный на территорию зоны товар не распространяется действие таможенного законодательства до тех пор, пока товар не будет готов для его перемещения за пределы зоны - на таможенную территорию страны или на экспорт. В США в настоящее время занято 253 зоны свободной (внешней) торговли, через которые проходит 2% импорта и 1,5% экспорта страны.

Промышленные или промышленно-производственные зоны создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами. Так, в Южной Корее компании в ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов на сырье и импортируемое оборудование, иностранные компании, инвестирующие 10 млн долл., не выплачивают корпоративный налог в течение 3-7 лет; такие же льготы действуют и в отношении местных налогов.

Технико-внедренческие зоны создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей. В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные зоны). Выбирая между названными подходами к организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что «в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привлечением квалифицированного персонала».

Значение ОЭЗ для стран их размещения заключается в том, что они:

являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национального хозяйства;

выступают связующим звеном между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции последней в систему мирохозяйственных связей;

являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения новейшей технологии;

способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;

являются мощным средством привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации местных ресурсов;

стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться в остальных сферах и регионах национальной экономики;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Особенности существования финансово-промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом
Предметом данной работы является изучение особенностей существования Финансово промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом. Данная работа в основной своей части является теоретическим исследованием, включающим в себя попытку рассмотреть сложившую ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...