Спрос и факторы, его определяющие. Цены взаимосвязанных товаров (заменителей и дополнителей), доходы и вкусы потребителей; их влияние на положение кривой спроса

Закон предложения

- при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены на данный товар, т.е. чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов и наоборот.

Графически выглядит это:

- цена; О - величина предложения

Так изменяется величина предложения.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы

, среди которых можно выделить следующие:

• изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;

• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

• природные катастрофы, войны.

На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис. 6.4) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.

Кривая предложения

- кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) - по горизонтальной оси.

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен, и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее. Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как мы уже выяснили,

важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.

На предложения влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовые

и дефицитные ожидания

агентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Qs

=

f

(

P

,

Pr

, К, Т,

N

, В),

где Pr - цены ресурсов;

К - характер применяемой технологии;

Т - налоги и субсидии;

N - количество продавцов;

В - прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2.

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оценки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факторов производства при их наилучшем альтернативном использовании (подробнее см. тему 01). Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Перейти на страницу: 1 2 

Похожие статьи ...

Особенности определения стоимости изобретений
Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...