Спрос и факторы, его определяющие. Цены взаимосвязанных товаров (заменителей и дополнителей), доходы и вкусы потребителей; их влияние на положение кривой спроса

Спрос

- это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. (уч.) - модель или кривая отображающая количество данного товара на данном рынке, в данный момент, по данной цене, могут приобрести.

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар изменяется в обратной зависимости от цены на этот товар, т.е. чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей и наоборот.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Функция спроса. Функция спроса -

функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (

Р

, I, Z, W, Psub, Pcom, N,

В

),

где QD - спрос; Р - цена; I - доход; Z - вкусы; W - ожидания (waiting); Psub - цена на товары-субституты; Pcom - цена на комплементарные товары;

N - количество покупателей;

В - прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 1).

Рис. 1. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей

(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1. Рост цен на товар, который является субститутом, данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на

взаимодополняемое (комплементарные) благосокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплиментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Вопрос 5. Предложение и факторы, его определяющие. Цены ресурсов (материальных и трудовых) и доступные технологии; их влияние на положение кривой предложения

Предложение

- это некоторая модель которая показывает какое количество товара или услуг на данном рынке, в данный момент, по данной цене предлагают к продаже поставщики. Предложение -

это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Конкуренция сущность, формы, значение в рыночной экономике
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет ...

Обоснование производства и оценка эффективности деятельности ОАО Одесский консервный завод детского питания по основным критериям
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью с ...