Система государственного антимонопольного регулирования

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.

Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 г., затем в США - закон Шермана, широко известный как «хартия экономической свободы» (1890 г.). В соответствии с этим законом создание монополии - преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 долл. (впоследствии он был повышен до 50000 долл.) и тюремное заключение на срок до одного года.

Особенности антимонопольного законодательства России. Особый характер монополизма в нашей экономике обусловил и особенности создаваемого с учетом мирового опыта в отдельных суверенных республиках антимонопольного законодательства. Так, принятый в марте 1991 г. в Российской Федерации Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в первую очередь направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящего этих целей.

Закон запрещает такие действия органов управления, как принятие актов, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров, установление дискриминирующих или привилегированных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (в том числе ограничение права на продажу, препятствование созданию новых субъектов, выдача указаний о первоочередной поставке определенному покупателю), заключение соглашений между органами управления, препятствующих нормальному функционированию рынка.

В соответствии с Законом для проведения государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Правительства Российской Федерации образован Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет), в данный период времени этот комитет преобразован в министерство.

Задачами Антимонопольного комитета являются: содействие формированию рыночных отношений; предупреждение, ограничение монополистической деятельности; государственный контроль за соблюдением законодательства.

Основные функции Антимонопольного комитета:

разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

направление предложений Правительству по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, а также документов, касающихся функционирования рынка, развития конкуренции и пресечению недобросовестной конкуренции;

рекомендации по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;

контроль крупных продаж и покупок акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Похожие статьи ...

Оценка и прогнозирование банкротства предприятия
Банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный механизм перераспределения капитала. Особенно часто возникновение финансовых затруднений, могущих привести к банкротству, быва ...

Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...