Конкуренция, её виды и методы

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. > concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. [10]

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [7]

На сегодняшний день не существует общепринятого определения этого понятия, тем не менее, все единодушно признают, что конкуренция является "одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса, двигателем экономического прогресса, механизмом саморегуляции рыночной экономики". Еще классик экономической теории А. Смит писал, что конкуренция - это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников.

Наиболее типичные определения конкуренции:

Строгое значение понятия конкуренция очевидно заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо (под "человеком" понимается субъект рынка; А. Маршалл

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства;

Конкуренция - соперничество экономических субъектов за достижение лучших результатов на каком -либо поприще; [5]

Таким образом, можно наметить три подхода к определению конкуренции:

. Конкуренция определяется как состязательность на рынке. Такой подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов и характерен для отечественной литературы.

. Конкуренция рассматривается как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

. Конкуренция определяется как критерий, по которому в свою очередь определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной микроэкономической теории, по которой "конкуренция" понимается как свойство рынка, т.е. под конкуренцией "подразумевается не соперничество, а скорее степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов "конкуренция" и "соперничество". В современном понимании термин "соперничество" относится к действительному поведению (предложению новых продуктов, улучшение качества уже выпускаемых, рекламировании своей продукции, продвижению ее на рынок т.п.), тогда как термин "конкуренция" относится к определяющей строение рынка, модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке". [3]

Как действует конкуренция в бизнесе очень образно поясняет Пол Хейне в своей книге "Экономический образ мышления", сравнивая бизнес с многополосной автомобильной дорогой, где каждый водитель на хорошем автомобиле стремиться перестроиться как можно ближе к левым рядам, где есть возможность развить более высокую скорость. Так и каждый бизнесмен пытается пробиться в рыночные ниши с более высокой нормой прибыли. Но как только на левых полосах скапливается много автомобилей. Скорость движения на них ощутимо снижается. Тогда каждый водитель начинает искать свободное пространство на других полосах, где можно двигаться с максимально доступной скоростью. В результате постоянных перестроек движение на дороге самоорганизуется. "Весь процесс, -продолжает П. Хейне, -идет быстро и непрерывно, и гораздо эффективнее, чем если бы кто-то при въезде на автостраду выдавал билеты, предписывающие автомобилям занимать определенный ряд и двигаться с определенной скоростью".

[5]

Методы конкурентной борьбы.

В литературе можно встретить различные виды конкуренции:

· Добросовестная - недобросовестная;

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Место и значение конкуренции в современной экономике
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...