Повышение устойчивости экономики к изменению внешнеэкономической конъюнктуры

В настоящее время доходная часть российской бюджетной системы в силу особенностей структуры экономики в значительной степени зависит от мировых цен на энергоносители. Доля топливной промышленности в структуре промышленного производства России достигает 20%, топливно-энергетические ресурсы составляют 55% российского экспорта, около 35% доходов федерального бюджета формируется за счет платежей, поступающих от нефтяной, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности.

Несмотря на предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие 3-5 лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени зависят от неустойчивой и трудно прогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, динамики мировых цен на нефть.

В настоящее время снижение цен нефти на 1 доллар приводит к уменьшению доходов бюджетной системы России в среднем на 0,45 процентных пункта ВВП, в том числе федерального бюджета - на 0,35 процентных пункта ВВП (в условиях 2006 года - на 48 млрд.рублей). При колебаниях мировых цен на нефть за последние 10 лет от 12 до 27 долларов за баррель, доходы бюджетной системы могли изменяться в пределах от 32% до 38% ВВП, доходы федерального бюджета - от 15% до 20% ВВП.

При этом в условиях ухудшения мировой конъюнктуры на нефть происходит снижение доверия инвесторов к российским государственным ценным бумагам, что приводит к удорожанию заимствований на финансовом рынке. Таким образом, в отличие от стран с диверсифицированной экономикой, для Российской Федерации возможности привлечения заемных средств оказываются ограниченными именно в те периоды, когда заемные средства могли бы частично компенсировать сокращение бюджетных доходов.

Исходя из этого, повышение устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры является важнейшей предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, поддержания высоких темпов экономического роста и исключения необходимости повышать фискальную нагрузку на бизнес и население в целях компенсации сокращения доходов федерального бюджета от резкого падения мировых цен на энергоносители или действия других неблагоприятных внешних факторов.

С 2005 года в составе федерального бюджета формируется финансовый резерв. В качестве источника его формирования были определены остатки средств федерального бюджета, а направления использования - «смягчение» приходящегося на 2006 год пика погашения внешнего долга Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2006 года объем финансового резерва составил 230 млрд. рублей, что повысило устойчивость федерального бюджета к колебаниям мировых цен на нефть и позволило без напряжения пройти пик долговых выплат 2006 года.

В 2006 году практика формирования финансового резерва была продолжена. В соответствии с законом о федеральном бюджете в финансовый резерв были направлены дополнительные доходы бюджета (за исключением средств социального налога), полученные сверх объема, установленного законом. Объем финансового резерва на конец 2006 года составил 256 млрд. рублей.

В целом цели, поставленные при создании финансового резерва, были достигнуты, что позволило, начиная с 2007 года, перейти к использованию более сложного и потенциально более эффективного инструмента - Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Похожие статьи ...

Механизм формирования фондов экономического стимулирования и этапы их развития
стимулирование Повышение материальной заинтересованности работников в росте эффективности производства, улучшении использования производственных фондов и повышении качества выпускаемой продукции, кроме планового повышения тарифных ставок и должностных окладов, ос ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...