Сравнение цен и объемов производства при конкуренции и монополии. Социальные издержки монополии, их измерение. Государственная политика в отношении монополий

Объем производства и цена в условиях монополистической конкуренции испытывают влияние, с одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с другой - монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Элемент монопольной власти означает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же малой, как и в условиях совершенной конкуренции. Понижающаяся кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта объясняется той рыночной властью, которую дает дифференциация продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители на рынке монополистической конкуренции имеют некоторую свободу установления цены на свою продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит цену на свой товар, какая-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов. Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижательный характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше по высоким. Фирма не сможет продавать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.

Кроме того, угол наклона кривой монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень пологости, или эластичности, кривой спроса монополистически конкурирующих фирм зависит от глубины дифференциации продукции. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.

Почему монополист не расширяет выпуск за пределы объема Q? В конце концов покупатели готовы платить больше величины предельных издержек за дополнительные единицы блага, по крайней мере до тех пор, пока общий объем выпуска не достигает. Однако монополист не может увеличить свои прибыли за счет удовлетворения этих запросов, так как для увеличения объема продаж он вынужден был бы снизить цену для всех покупателей. Если он снизит цену ради увеличения выпуски продукции на одну единицу сверх объема, то его доход от продажи этой дополнительной единицы превысит предельные издержки ее производства, так как цена выше величины предельных издержек

Однако поскольку предельный доход

ниже предельных издержек для объемов выпуска, превышающих, потери в доходе от продажи первоначального объема выпуска, вызванные снижением цены, перевесили бы этот выигрыш (от продажи дополнительной единицы). Таким образом, разница между монополией и совершенной конкуренцией возникает в силу того, что предельный доход ниже цены.

Социальные издержки

представляют собой наивысшую ценность, которую могут принести факторы производства при альтернативном их использовании. Однако производители, которые обычно заинтересованы лишь в максимизации собственного дохода, не обращают внимания на социальные издержки и приступают к какой-либо деятельности, только если ценность того, что производят вовлеченные факторы, будет большей, чем их частные издержки (т. е. величина дохода, который можно заработать с помощью этих факторов при их наилучшем альтернативном использовании). Но если частные издержки равны социальным издержкам, значит, производители приступят к деятельности только тогда, когда ценность того, что производят вовлеченные факторы, больше, чем ценность того, что они могут дать при альтернативном использовании. Иными словами, при нулевых трансакционных издержках ценность производства будет наибольшей.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...

Конкуренция сущность, формы, значение в рыночной экономике
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет ...