Предельный доход монополии. Определение оптимального объема производства для монополии. Монопольная прибыль. Ценовая дискриминация как способ повышения прибыли монополии

Предельный (маржинальный) доход - это дополнительный доход, полученный за последнюю проданную единицу. Так как монополист может продать еще одну единицу только путем снижения цены на все продаваемые товары, предельный или дополнительный доход не является постоянным, а уменьшается. Предельный доход при любом количестве будет ниже цены. Если кривая спроса представляет собой прямую линию, то угол наклона предельного дохода будет вдвое больше угла наклона кривой спроса.

Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с совокупной кривой спроса. Поэтому кривая спроса монополиста также имеет отрицательный наклон.

Пусть, x

- выпуск фирмы монополиста, P(x)

- уравнение кривой спроса, тогда P'(x) < 0

(потому что кривая спроса имеет отрицательный наклон).

(x) = P(x) * x

- общий доход фирмы.

Продифференцируем обе части уравнения:

TR

'(

x

) =

P

(

x

) +

P

'(

x

)*

x

MR(x) = P(x) + P'(x)*x

, следовательно,

MR(x) < P(x)

(так как P'(x) < 0

и x > 0

)

где, MR (x)

- предельный доход монополиста.

Таким образом, мы вывели тот факт, что в случае монополистического рынка кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, то есть предельный доход монополиста ниже цены.

Монопольной прибылью

называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке. (Чистая монополия включает всего 1-ну фирму)

Одним из условий получения монополистической прибыли является способность фирмы влиять на цены, устанавливая их с максимальной для себя выгодой, поэтому образуется она не как добавочная прибыль, а вследствие продажи продукции по завышенной цене. Спрос всегда чуть выше, чем предложение. Основой монопольной прибыли является сокращение объема производства, сверхконкурентные цены. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. "Так, взвинчивание цен может сократить спрос, привлечь в отрасль новых конкурентов, вызвать вмешательство государства. Монопольная максимизация прибыли вследствие этого невозможна без известных ограничений, налагаемых на себя монополией под давлением объективных обстоятельств. Именно потому, что" монополия пытается до конца 'выжать' из своего рынка все, что он может дать, она стремится одновременно не 'испортить' этот рынок и иногда с заботливостью хорошего садовника 'выращивает' его, не исчерпывая до конца его ресурсы и рассчитывая при этом на то, что в будущем подобная политика с лихвой окупится. В зависимости от состояния и предполагаемого развития отдельных рынков, финансового состояния фирмы и других обстоятельств наиболее целесообразным с точки зрения получения прибыли в данный момент или в перспективе могут оказаться самые различные 'стратегии': максимизация сбыта, оборота, захват возрастающей доли рынка, вытеснение конкурентов и т. д. При этом монополии действительно временно бывают вынуждены довольствоваться небольшой прибылью, имея, однако в ввиду, что в дальнейшем это позволит увеличить прибыль.

Проблема получения монопольной прибыли напрямую связана с понятием эластичности спроса, которое помогает производителю установить цену на свой товар и которое связано с сущностью прибыли и затрагивает источники ее получения.

Оптимальный объем производства монополии

Прибыль монополии определяется сначала нахождением оптимального объема производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. После этого цена за единицу на кривой спроса и издержки на единицу на кривой средних суммарных издержек определяются на основе оптимального объема, установленного сначала

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Малый бизнес - развитие и перспективы
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В Росс ...

Национальная экономика. Экономический рост
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, что такое экономиче ...