Анализ затрат товарной продукции на 1 сом затрат

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 сом товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (рис. 2.2.).

Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на 1 сом товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

Рис. 2.2. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на 1 сом товарной продукции

Сумма постоянных и переменных затрат зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией. Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 сом товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах. При исследовании данного показателя применяется факторный анализ, изучающий влияние на него различных факторов (объективных и субъективных)

Таблица 2.2. Анализ затрат на 1 сом товарной продукции

Показатели

Затраты на 1 сом товарной продукции

Факт затраты на 1 сом продукции по ценам прошлого года

Изменение средних затрат на 1 сом продукции, тыйын

всего

в том числе за счет изменения

2009 год

2010 год

себестоимости продукции

цены изделия

А

1

2

3

4

5

6

Кирпич полублок

99.8

83.4

81.5

-16.4

-18.3

1.9

Анализ затрат на 1 сом проводится по следующей схеме: фактические затраты сопоставляются с базисными; При проведении этого анализа учтем, что на предприятии на данный момент производится только один вид продукции, а именно кирпич полублочный марки М-125.

Динамику затрат на 1 сом продукции влияют только два фактора: себестоимость продукции и цена изделия, а влияние структурных сдвигов нет. При проведении этого анализа учтем, что на предприятии на данный момент производится только один вид продукции, а именно кирпич полублочный марки М-125. Поэтому на динамику затрат на 1 сом продукции влияют только два фактора: себестоимость продукции и цена изделия, а влияние структурных сдвигов нет.

Величина влияния каждого из указанных выше факторов: на изменение общего показателя затрат на 1 сом продукции определяется на основании данных гр. 1-3 табл. 2.2. Общее изменение затрат на 1 сом продукции в 2010 году по сравнению с 2009 г. составляет -16.4 тыйына (гр.2-гр.1), т.е. в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились на 16.4 тыйына. Прирост затрат вследствие изменения себестоимости единицы изделия рассчитывается по отклонениям условных затрат на 1 сом товарной продукции (гр.3) от базовых затрат (гр.1). Так по данным нашей таблицы из-за изменения себестоимости затраты на 1 сом продукции уменьшились на 18.3 тыйына. Прирост затрат вследствие изменения цен на продукцию определяется из отклонений фактических значений затрат (гр.2) на сом товарной продукции от условных затрат (гр.3). Так в 2009 году из- за уменьшения цены на изделия затраты увеличились на сом продукции на 1.9 тыйына.

Похожие статьи ...

Кредит и его роль в развитии рыночных отношений современной России
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа. Рыночные отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг представляют собой имущественные отношения, которые ...

Малый бизнес - развитие и перспективы
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В Росс ...