Анализ затрат товарной продукции на 1 сом затрат

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 сом товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (рис. 2.2.).

Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на 1 сом товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

Рис. 2.2. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на 1 сом товарной продукции

Сумма постоянных и переменных затрат зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией. Чтобы установить, как факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 сом товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах. При исследовании данного показателя применяется факторный анализ, изучающий влияние на него различных факторов (объективных и субъективных)

Таблица 2.2. Анализ затрат на 1 сом товарной продукции

Показатели

Затраты на 1 сом товарной продукции

Факт затраты на 1 сом продукции по ценам прошлого года

Изменение средних затрат на 1 сом продукции, тыйын

всего

в том числе за счет изменения

2009 год

2010 год

себестоимости продукции

цены изделия

А

1

2

3

4

5

6

Кирпич полублок

99.8

83.4

81.5

-16.4

-18.3

1.9

Анализ затрат на 1 сом проводится по следующей схеме: фактические затраты сопоставляются с базисными; При проведении этого анализа учтем, что на предприятии на данный момент производится только один вид продукции, а именно кирпич полублочный марки М-125.

Динамику затрат на 1 сом продукции влияют только два фактора: себестоимость продукции и цена изделия, а влияние структурных сдвигов нет. При проведении этого анализа учтем, что на предприятии на данный момент производится только один вид продукции, а именно кирпич полублочный марки М-125. Поэтому на динамику затрат на 1 сом продукции влияют только два фактора: себестоимость продукции и цена изделия, а влияние структурных сдвигов нет.

Величина влияния каждого из указанных выше факторов: на изменение общего показателя затрат на 1 сом продукции определяется на основании данных гр. 1-3 табл. 2.2. Общее изменение затрат на 1 сом продукции в 2010 году по сравнению с 2009 г. составляет -16.4 тыйына (гр.2-гр.1), т.е. в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились на 16.4 тыйына. Прирост затрат вследствие изменения себестоимости единицы изделия рассчитывается по отклонениям условных затрат на 1 сом товарной продукции (гр.3) от базовых затрат (гр.1). Так по данным нашей таблицы из-за изменения себестоимости затраты на 1 сом продукции уменьшились на 18.3 тыйына. Прирост затрат вследствие изменения цен на продукцию определяется из отклонений фактических значений затрат (гр.2) на сом товарной продукции от условных затрат (гр.3). Так в 2009 году из- за уменьшения цены на изделия затраты увеличились на сом продукции на 1.9 тыйына.

Похожие статьи ...

Малое и среднее предпринимательство
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ...

Метод расчета оптимального межоперационного баланса затрат и результатов производства промышленного предприятия на примере ЦБК
баланс затраты себестоимость прибыль рентабельность Существуют традиционные методы планирования, однако на сегодняшний день они не способны передать точно сущность ситуации. Их погрешность при расчётах слишком велика. По этой причине был разработан новый мет ...