Место и роль монополий в переходной экономике России

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ

Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий и их характеристика отображены в таблице представленной ниже.

Таблица 1.1 Виды монополий и их характерные особенности

Вид монополий

Характеристика

Естественная монополия

Предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия

Монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Чистая монополия

Ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Конгломерат

Несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Монопсония

Единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель

Олигополия

Тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Картель

Договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

Синдикат

Сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Монополии и эффективность

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями.

Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов (см. рис 1.1.) («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы).

Рис.1.1 Жёлтым треугольником показан размер неэффективности распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз»

Регулирование монополий

ü Цены Рамсея;

ü Регулирование доходности;

ü Контроль отношений собственности.

Монополия в главном направлении современной экономической теории

По мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества - DeadWeight Loss (DWL).

По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения.

монополия российский экономика

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ

    Похожие статьи ...

    Общая теория экономического роста
    Экономическое развитие общества представляет многофакторный динамический процесс, который рассматривается только за средне- и долгосрочные периоды времени. Поэтому экономический рост - одна из центральных экономических проблем, стоящих перед всеми странами. По е ...

    Оценка и прогнозирование банкротства предприятия
    Банкротство отдельных субъектов является неизбежным следствием рыночной конкуренции, представляя собой, по сути, достаточно эффективный механизм перераспределения капитала. Особенно часто возникновение финансовых затруднений, могущих привести к банкротству, быва ...