Конкурентоспособный статус России в мировой экономике

Доступ к мировому рынку наукоемкой продукции и научно-технической информации стал обязательным условием полноценного экономического роста. При этом наибольшее значение имеют мирохозяйственные связи для «точек роста» современной экономики: наукоемких отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационной инфраструктуры, финансовой системы. Без подключения к мировому рынку развитие «точек роста», а значит, и всей национальной экономики резко замедляется.

Международная конкуренция рассматривается в качестве инструмента в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности национальной экономики. Неслучайно общей тенденцией последнего периода стал переход многих стран к стратегии открытости, к углублению ориентации на мировой рынок.

Конкуренция, по сути, есть процесс соревнования, и соответственно способность успешно вести соревнование и выигрывать в нем, можно называть конкурентоспособностью. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств - конкурентных преимуществ - могут быть различные виды продукции, предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые пли конгломератные объединения и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. Таким образом, все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях:

микро - конкретные виды продукции, производства, предприятия;

мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;

макро - народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т. п.

Структурирование субъектов конкурентной борьбы, факторов и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко подойти к анализу этой сложной категории, выявлению имеющихся резервов и формированию направлений повышения конкурентоспособности на каждом из трех уровней.

Традиционным направлением анализа проблем конкурентоспособности являются расчеты и исследования микроконкурентоспособности. Однако в современных условиях интенсификации и усложнения экономических взаимосвязей, с ростом наукоемкости во всех сферах хозяйства и распространением процессов глобализации повышаются требования к национальной инфраструктуре в области науки и техники, образования, коммуникаций, информации, а также к обеспечению правопорядка. В этой связи значительно повышается роль государства в обеспечении благоприятных условии экономической среды. И как следствие - рост интереса к исследованию национальной, или макроконкурентоспособности, и факторов, ее формирующих, в частности, в рамках сопоставительного межстранового анализа конкурентных преимуществ. Применительно к анализу конкурентоспособности речь идет о комплексе характеристик, определяющих «секрет успеха» наиболее преуспевающих стран. Выяв ление такого рода типичных соотношений, выяснение за кономерное ген их формирования позволяют использовать аналоговый подход при разработке программ повышения конкурентоспособности, при прогнозировании.

Заслуживает также внимания проблема соотношения и взаимосвязи между различными уровнями анализа кон курентоспособности. Наиболее актуальной и продуктив ной представляется работа с совокупностью факторов различного уровня, разработка процедур взаимодействия субъектов разных уровней.

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОСИИ

Перейти на страницу: 1 2 

Похожие статьи ...

Модель анализа и оценки формирования прибыли ООО СВ
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства ...

Открытие придорожного кафе
Цель проекта «Открытие придорожного кафе» - создание семейного предприятия, которое обеспечит занятость членам семьи и поступление денег в семейный бюджет, путем открытия придорожного кафе в пустующем помещении. Общая сумма инвестиций составит 54 тыс.грн, и ...