Конкуренция в России

В отечественной литературе определение конкуренции претерпело такие же изменения, как и вся российская экономика.

В условиях господства идеологических запретов советского периода, когда отношение к самому понятию "конкуренция" было вообще отрицательным, конкуренция определяется как "антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Сегодня, когда конкуренция в российском бизнесе стала реальностью, о которой говорят вслух и всерьез, определение ее также изменилось на диаметрально противоположное:

"Конкуренция естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей". [13]

Считается, что наиболее точное определение конкуренции дано А.Ю.Юдановым: "Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка". В соответствии с законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке"; "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". При этом имеется в виду не ограничение конкуренции как таковой, наоборот, государственная политика направлена на ее стимулирование. Речь идет о так называемой "недобросовестной конкуренции", т.е. промышленный шпионаж, введение потребителя в заблуждение, криминальные методы ведения конкурентной борьбы и т.д.

Такая государственная политика исходит из того факта, что конкурентная борьба должна стимулировать повышение разнообразия товаров и его качества, внедрение инноваций, проникновение на новые рынки… Кроме того, конкурентный рынок не терпит "расслабившихся", удаляет слабых, оставляя только сильных. [5]

К сожалению, в России конкуренция и бизнес складываются не лучшим образом. Когда в начале 90-х начинались реформы, специалисты возлагали большие надежды на создание конкурентной среды, а значит и конкуренции, что должно было привести повышению качества продукции, увеличению ассортимента и снижению цен. Однако отсутствие ограниченного платежеспособного спроса при наличии тотального дефицита, который необходимо было устранить, создали условия для существования огромного количества предприятий различных форм собственности и размеров, а колоссальный российский рынок позволил существовать всем без какого-либо намека на конкурентную борьбу между ними.

Такие условия позволили любой, самой мелкой компании, вести себя как монополист, манипулируя ценами, естественно, в сторону их повышения на свою, как правило, перепродаваемую продукцию. Сложившаяся ситуация на российском рынке, способствующая получению колоссальных прибылей, привлекли в Россию иностранные фирмы, которые помогли в преодолении дефицита, но затем последовало резкое снижение покупательной способности, сокращение спроса и, как следствие- превращение российского рынка из рынка производителя в рынок потребителя. В свою очередь, это привело к тому, что приоритетом покупателя стало соотношение "цена /качество". Естественно, такое соотношение является важным фактором конкурентного рынка, т.к. компании, желающие сохранить свою нишу на рынке, вынуждены оценивать свое конкурентное окружение, реагировать на действия как своих конкурентов, так и на растущие запросы потребителей, учитывать возможности, предоставляемые внедрением новых технологий. Иначе говоря, чтобы работать в высоко конкурентных сегментах рынка, компании необходимо иметь детальную информацию о своих реальных и потенциальных возможностях, которые могут быть задействованы в конкурентной борьбе, причем уровень конкурентоспособности фирмы должен постоянно корректироваться с учетом сложившейся экономической ситуации. [5]

В середине сентября 2011 года на заседании Правительства РФ глава Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьев представил ежегодный доклад "О состоянии конкуренции в Российской Федерации".

Самый заметный рост числа хозяйствующих субъектов наблюдался в сферах управления эксплуатацией жилого фонда, операций с недвижимым имуществом и аренды, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи. Впервые с 2008 года отмечено некоторое увеличение предприятий в сфере обрабатывающих производств. Вместе с тем отмечается снижение числа предприятий в сельском хозяйстве и строительстве.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Основы и методы оценки недвижимости и практическое их применение на примере оценки частного домовладения
Основные термины, используемые при описании рынка недвижимости, имеют три уровня определения. К первому уровню относятся формулировки, используемые в действующем законодательстве; ко второму - в профессиональной литературе; а к третьему - формулировки, используе ...

Нефтедобывающий комплекс ОАО Сургутнефтегаз
Основными направлениями бизнеса компании являются: Разведка и добыча углеводородного сырья, Переработка газа и производство электроэнергии, Производство и маркетинг нефтепродуктов, товарного газа, продуктов газопереработки, Выработка продуктов нефтехим ...