Олигополия

Олигополия - тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция.[10] При этом участники так же контролируют и друг друга. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья, производство тракторов, фургонов, ж/д вагонов, автомобилей. [12]

Результаты конкуренции

Соперничество участников товарного производства является главным стимулом его совершенствования. Ведь для того, чтобы обойти конкурентов, каждый стремится предложить товар или лучшего качества, или производить его с более низкими издержками. Поэтому участие в конкурентной борьбе требует постоянного внедрения нововведений - технических и/или организационных.

Другим результатом конкуренции становится имущественное расслоение товаропроизводителей: победители обогащаются, проигравшие разоряются. Участие в этом соперничестве становится в рыночном хозяйстве обязательным условием не только роста благосостояния фирм и отдельных людей, но и их элементарного экономического "выживания" (есть шутливый афоризм: "конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев"). Многие (но не все!) выдающиеся изобретатели и менеджеры становятся миллионерами (Томас Эдисон в США рубежа 19-20 в., Билл Гейтс в современной Америке, Святослав Федоров в постсоветской России).

В-третьих, долгое время считалось, что механизм рыночной конкуренции ведет к победе наиболее совершенных видов товаров и методов их производства. Но это не всегда касается "правил игры" в жизни людей. Например, доказано, что англо-саксонская система прецедентного права (common law) лучше стимулирует хозяйственное развитие, чем континентальная система кодифицированного права (civil law). Однако ни одна из стран с континентальной системой (включая Россию) не собирается переходить на более эффективную англо-саксонскую. Различия между левосторонним (в бывшей Британской империи) и правосторонним движением на дорогах разных стран, что заставляет автопроизводителей ставить на машины руль то слева, то справа. Другие примеры менее известны, как, скажем, различия в ширине железнодорожной колеи или в стандартах передачи электроэнергии в разных странах. Все это примеры того, как механизм рыночной конкуренции оказывается бессилен обеспечить вытеснение менее эффективного стандарта более эффективным. рыночная конкуренция допускает только постепенную ("шаг за шагом") победу более совершенных норм над менее совершенными. Когда же необходимо сразу и полностью ("одним рывком") перейти с одного стандарта на другой, то здесь рыночная конкуренция оказывается бессильной.

Таким образом, рыночная конкуренция является мощным стимулом социально-экономического развития, однако во многих ситуациях она приводит к неоптимальному для общества результату. [6]

Похожие статьи ...

Основы экономики предприятия
Наблюдая этапы развития экономики нашей страны, можно сделать вывод, что проблем в этой области у нас, очень много. Переход от плановой экономики к рыночной прошел очень длительный и трудный путь. Масштабный кризис, который вверг страну в политический, экономиче ...

Оборотный капитал (средства) фирмы
Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства - получение прибыли на авансированный капитал - является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирования, производства, реализации (обмена) и потребления. Формир ...