Конкуренция и ее виды

монополия спрос конкуренция фондовый

Конкуренция (столкновение) - это свойственное товарному производству, основанному на частной собственности, борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция возникла в глубокой древности в условиях простого товарного производства. Примерно до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция. В 20 веке конкуренция перерастает в несовершенную, т.е. она стала регулироваться монополиями и государством. Конкуренция является основным условием развития предпринимательства. Она служит интересам продавцов и покупателей. При наличии конкуренции на рынке производители стремятся сократить издержки, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается эффективность производства, снижаются цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество продукции, расширять ассортимент товаров. Производители должны постоянно изобретать новые товары и услуги для завоевания большей части рынка. В итоге выигрывают покупатели и все общество в целом. Условия, при которых протекает рыночная конкуренция, экономисты обозначают термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. От принадлежности предприятия к тому или иному типу рыночной структуры зависят его поведение на рынке, особенности ценообразования и взаимоотношения с другими конкурирующими предприятиями.

Закон спроса и предложения наиболее эффективно действует в условиях совершенной конкуренции. Для нее характерны следующие признаки: во-первых, продавцы принимают цены как данные и не могут осознанно на них влиять; во-вторых, доступ в отрасль новых продавцов ничем не ограничен; в-третьих, продавцы не вырабатывают совместной стратегии; в-четвертых, покупатели не способны влиять на цены; в-пятых, все участники торговли имеют полную рыночную информацию. Условия совершенной конкуренции в чистом виде встречаются крайне редко. Тем не менее, в некоторых отраслях рынок приближается к таким условиям. Например, продукция сельского хозяйства (пшеница, кукуруза, мясо и др.) часто продается и покупается в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция есть некий идеал, к которому рынок должен стремиться, т.к. при нем достигается наиболее высокая эффективность. Противоположностью совершенной конкуренции является монополия. Для чистой монополии характерны следующие черты: во-первых, монополист - единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей; во-вторых, продавцы диктуют цены; в-третьих, проникновение в отрасль новых фирм полностью блокировано; в-четвертых, покупатели принимают цены как данные. Понятие чистой монополии является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому мы представляем чистую монополию скорее теоретически. В современной России примеры полной монополии практически ограничены производством и распределением природного газа (Газпром), электроэнергии (РАО «ЕЭС»), никеля («Норильский никель»).

В микроэкономике различают следующие виды монополий.1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав).2. Естественная монополия. В данном случае отрасль состоит всего из одной фирмы. Это означает, что средние издержки в долгосрочном периоде будут минимальными, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примерами естественной монополии являются: местное обеспечение электроэнергией, газом, теплом и т.п.3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Такая классификация монополий не единственная. В экономической науке различают так:

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Особенности развития современного рынка товаров легкой промышленности
Легкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Легкую промышленность можно рассматривать и как звено межотраслевого комплекса более высокого ранга - социально-п ...

Оценка инвестиционного проекта на примере ТРЦ Маскарад
Актуальность темы исследования. Любая экономическая деятельность компании или отдельно взятого субъекта непременно связана с вложением денежных средств, для достижения положительного эффекта. Поскольку потребность каждого из субъектов экономики в финансовых рес ...