Конкуренция и ее регулирование на территории Российской Федерации

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям, например, склонности потребителей (адаптация под давлением конкуренции).

Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

· качество конкуренции;

· само существование конкуренции;

· цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

· предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

· защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

· ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Важнейшим инструментом регулирования конкуренции является антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Антимонопольное регулирование - одна из основных сфер применения результатов экономической науки в практике хозяйствования. В первой половине 80-х годов американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (IHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабо концентрированным, если превышал 1800 - высоко концентрированным. Введение этих нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.

Однако в целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Государство стремится умерить "аппетит" естественных монополий, и устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек. Такую цену, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль".

Похожие статьи ...

Макроэкономическая ситуация 2008-2011 г. и ее влияние на положение предприятия
В 2000-2008 годах наша страна развивалась под управлением ВВ. Путина. В течение этих Россия показывала высокий стабильный рост экономики и повышения благосостояния людей, что, несомненно, не могло не обнадеживать как мелкий, так и крупный бизнес. Но в 2008 году ...

Концепция устойчивого развития и проблемы роста экономики
К концу 1990-х годов экономика РФ находилась в крайне неблагоприятных условиях. На протяжении ряда предшествующих лет наблюдался бюджетный дефицит, спад производства, рост внутреннего и внешнего долга, снижение реальных доходов населения, рост инфляции и безраб ...