Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция (чистая) - ситуация на рынке, при которой между собой сталкивается множество производителей однотипных товаров, причем ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, чтобы иметь возможность навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.

Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции.

Экономисты часто называют такую конкуренцию совершенной, поскольку она развивается без всяких ограничений, а рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок покупателей и продавцов, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

1. Очень большое число независимо действующих продавцов. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная (однородная) продукция. Отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы и сбыта.

3. Незначительный контроль над ценой. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, цену продукта. Конкурентная фирма не может оказывать влияние на рыночную цену, она может только с ней согласиться.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. В условиях совершенной конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Соблюдение всех этих черт обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Похожие статьи ...

Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками, основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления. Антикризисное управлени ...

Модернизация и ее значение для российской экономики
Тема моей курсовой работы - сущность модернизации и ее значение для российской экономики. Я выбрала её, потому что она очень актуальна на сегодняшний день. Модернизация в экономике влияет на такие важные сферы как энергоэффективность, потому что мы очень много т ...