Монополия

Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю) - исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия - это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара. Это и есть предпринимательская монополия, т.е. монополия на производство и сбыт любого продукта с целью получения прибыли.

Монополии появились в XIX веке. Первоначально в таких формах, как пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты. Эти монополии носили случайный характер и обычно возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства: угольной, нефтяной и т.д. Однако появление избыточного капитала в одной отрасли и стремление получать высокую прибыль приводит к тому, что в XX столетии предпринимательская монополия получила всеобще распространение и стала носить устойчивый характер. Появились новые формы монополий в виде трестов, концернов и конгломератов. В XX веке монополия становится основой всей хозяйственной деятельности в развитых странах.

Монополия возникает на базе:

1) концентрации, т.е. укрупнения производства за счет дополнительного капитала;

2) централизации производства, т.е. слияния мелких и средних предприятий (слияние фирм может быть насильственным - ожесточенная конкурентная борьба, добровольным - создание новых акционерных обществ).

Разновидности монополии

Разновидностью монополии является монопсония, дуополия и квазимонополия.

Монопсония (чистая монополия) - господство на рынке одного продавца или одного покупателя. Это монополия в узком смысле. Она не имеет конкурентов. Это так называемая естественная монополия (возникает, когда собственники и фирмы имеют в своем распоряжении редкие ресурсы). Например, РАО ЕЭС - Российское акционерное общество «Единая Энергетическая Система». Примером может служить монополия государства на покупку оружия в отдельных странах. Монопсонист стремится закупить продукцию у своих поставщиков по возможно низкой и единой цене. Поставщики же решают, сколько им производить продукции, исходя из уровня закупочной цены. При известных условиях монопсонист может использовать политику ценовой дискриминации, т.е. продавать один и тот же товар разным потребителям по разным ценам, при этом различия в ценах не обусловлены различием в издержках производства. Эта политика будет для него выгодной, если общие затраты на закупку данного объема продукции будут меньше, чем при закупке по единой цене.

Дуополия - господство на рынке двух продавцов. Дуополия - частный простейший случай олигополии.

Квазимонополия - лидерство в установлении объема производства или цен. Крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним как бы закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную из вне.

Похожие статьи ...

Обработка статистических данных предприятия
статистический обработка выручка заработная плата Роль статистики предпринимательства состоит в сборе и обработке информации, позволяющей анализировать структуру и характер предпринимательской деятельности, эффективность и конкурентоспособность предприятий. Поэт ...

Модель анализа и оценки формирования прибыли ООО СВ
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства ...