Монополия

Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю) - исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия - это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара. Это и есть предпринимательская монополия, т.е. монополия на производство и сбыт любого продукта с целью получения прибыли.

Монополии появились в XIX веке. Первоначально в таких формах, как пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты. Эти монополии носили случайный характер и обычно возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства: угольной, нефтяной и т.д. Однако появление избыточного капитала в одной отрасли и стремление получать высокую прибыль приводит к тому, что в XX столетии предпринимательская монополия получила всеобще распространение и стала носить устойчивый характер. Появились новые формы монополий в виде трестов, концернов и конгломератов. В XX веке монополия становится основой всей хозяйственной деятельности в развитых странах.

Монополия возникает на базе:

1) концентрации, т.е. укрупнения производства за счет дополнительного капитала;

2) централизации производства, т.е. слияния мелких и средних предприятий (слияние фирм может быть насильственным - ожесточенная конкурентная борьба, добровольным - создание новых акционерных обществ).

Разновидности монополии

Разновидностью монополии является монопсония, дуополия и квазимонополия.

Монопсония (чистая монополия) - господство на рынке одного продавца или одного покупателя. Это монополия в узком смысле. Она не имеет конкурентов. Это так называемая естественная монополия (возникает, когда собственники и фирмы имеют в своем распоряжении редкие ресурсы). Например, РАО ЕЭС - Российское акционерное общество «Единая Энергетическая Система». Примером может служить монополия государства на покупку оружия в отдельных странах. Монопсонист стремится закупить продукцию у своих поставщиков по возможно низкой и единой цене. Поставщики же решают, сколько им производить продукции, исходя из уровня закупочной цены. При известных условиях монопсонист может использовать политику ценовой дискриминации, т.е. продавать один и тот же товар разным потребителям по разным ценам, при этом различия в ценах не обусловлены различием в издержках производства. Эта политика будет для него выгодной, если общие затраты на закупку данного объема продукции будут меньше, чем при закупке по единой цене.

Дуополия - господство на рынке двух продавцов. Дуополия - частный простейший случай олигополии.

Квазимонополия - лидерство в установлении объема производства или цен. Крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним как бы закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную из вне.

Похожие статьи ...

Общая оценка финансового состояния предприятия на примере ОАО Волжская генерирующая территориальная компания
Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной эко ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...