Монополия
Монополия (от греч. monos - один, poleo - продаю) - исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Монополия - это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара. Это и есть предпринимательская монополия, т.е. монополия на производство и сбыт любого продукта с целью получения прибыли.
Монополии появились в XIX веке. Первоначально в таких формах, как пулы, ринги, корнеры, картели, синдикаты. Эти монополии носили случайный характер и обычно возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства: угольной, нефтяной и т.д. Однако появление избыточного капитала в одной отрасли и стремление получать высокую прибыль приводит к тому, что в XX столетии предпринимательская монополия получила всеобще распространение и стала носить устойчивый характер. Появились новые формы монополий в виде трестов, концернов и конгломератов. В XX веке монополия становится основой всей хозяйственной деятельности в развитых странах.
Монополия возникает на базе:
1) концентрации, т.е. укрупнения производства за счет дополнительного капитала;
2) централизации производства, т.е. слияния мелких и средних предприятий (слияние фирм может быть насильственным - ожесточенная конкурентная борьба, добровольным - создание новых акционерных обществ).
Разновидности монополии
Разновидностью монополии является монопсония, дуополия и квазимонополия.
Монопсония (чистая монополия) - господство на рынке одного продавца или одного покупателя. Это монополия в узком смысле. Она не имеет конкурентов. Это так называемая естественная монополия (возникает, когда собственники и фирмы имеют в своем распоряжении редкие ресурсы). Например, РАО ЕЭС - Российское акционерное общество «Единая Энергетическая Система». Примером может служить монополия государства на покупку оружия в отдельных странах. Монопсонист стремится закупить продукцию у своих поставщиков по возможно низкой и единой цене. Поставщики же решают, сколько им производить продукции, исходя из уровня закупочной цены. При известных условиях монопсонист может использовать политику ценовой дискриминации, т.е. продавать один и тот же товар разным потребителям по разным ценам, при этом различия в ценах не обусловлены различием в издержках производства. Эта политика будет для него выгодной, если общие затраты на закупку данного объема продукции будут меньше, чем при закупке по единой цене.
Дуополия - господство на рынке двух продавцов. Дуополия - частный простейший случай олигополии.
Квазимонополия - лидерство в установлении объема производства или цен. Крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним как бы закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную из вне.
Похожие статьи ...
Модель управления объектами интеллектуальной собственностью на предприятии
В
последние годы роль интеллектуальной собственности в экономическом развитии
общества возросла, значительно влияние ее на научно-техническое, промышленное,
социально-экономическое и культурное развитие общества.
Повышается
значение роли нематериальных активов, ...
Обеспеченность экономики России рабочей силой
Состояние и развитие общества в значительной степени определяется
количеством и составом его населения. Важнейшим элементом экономической системы
являются человеческие ресурсы, занятые в различных отраслях экономики. Человек
является активным участником и факто ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...