антимонопольное законодательство в россии

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Законом установлено понятие "доминирующее положение", то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более.

Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

. Естественные монополии производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать, еще они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно;

. Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль над качеством и продажами этой продукции.

. Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий.

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания ФАС и правительства в целом.

Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Ещё правительству России приходится постоянно то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова "прикрывать дверь", чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности.

Например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными "Жигулями", "Москвичами" и "Волгами". Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.[20]

Рассмотрим деятельность ФАС на примере рынка хлебопекарных дрожжей. «В рамках проведенного анализа продуктовыми границами товарного рынка являлись дрожжи хлебопекарные, реализуемые на оптовом товарном рынке, временной интервал исследования - 2008-2009 годы, географические границы - территория Российской Федерации.

На российском рынке в настоящее время представлены следующие основные производители дрожжей хлебопекарных: ЗАО «Сарапульский дрожжепивзавод» (Удмуртская Республика)» … «ООО «САФ-НЕВА» (имеет филиалы в Кургане, Узловой, Санкт-Петербурге и Московской области). На рынке имеется хозяйствующий субъект, занимающий долю более 35% - ООО «САФ-НЕВА» (включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35% по товарной позиции оптовая реализации дрожжей хлебопекарных с долей рынка более 35 % в географических границах товарного рынка - Российская Федерация), что позволяет говорить о высокой рыночной силе данного хозяйствующего субъекта и возможности определять общие условия обращения товаров на данном рынке.

Значение индекса рыночной концентрации, во все рассматриваемые периоды превышало 2000, рынок является высококонцентрированным.

Вхождение на рынок реализации дрожжей хлебопекарных других хозяйствующих субъектов не затруднено. Низкий уровень капитальных затрат для потенциальных конкурентов не препятствует проникновению новых предприятий в отрасль.» [21]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии. Монополии снижают жизненный уровень, но, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Основы составления статистической сводки и группировки
статистическая группировка сводка Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки и сводки ...

Модель анализа и оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности ООО Урагз
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть финансовый анализ, и вообщ ...