антимонопольное законодательство в россии

Государство в рамках проведения антимонопольной политики обязано выполнять экономические, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора.

В связи с этим государство обязано предпринять меры для обеспечения конкурентоспособности российской экономики. Однако на пути к достижению условий конкуренции и эффективной политики в России встает много проблем. Например, высокая степень административного монополизма.

Особое внимание необходимо обратить на такой фактор, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики: аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др. [17]

Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

Реализуя антимонопольную политику, государство пытается решить вопрос о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование. Однако на практике монополисты зачастую обходят установленные государством ограничения на максимально возможную цену на товар и устанавливают монопольно высокие цены, пользуясь своим доминирующим положением.

В качестве примеров привлечения предприятий - монополистов ФАС России к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства можно привести следующие (табл.2):

Таблица 1: Предприятия-нарушители антимонопольного законодательства.

Название предприятия

Отрасль

Постановление ФАС

ОАО «МГТС»

Услуги телефонной связи

Постановление ФАС МО от 24.01.2008 № КА-А40/14610-07).

ООО « ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»

Добыча, переработка, реализация нефтепродуктов

Постановление ФАС ВВО от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009

МУП «Электротеплосеть»

Коммунальные услуги

Постановление ЦО от 22.10.2009 по делу № А35-7959/08-С20)

На сегодняшний день средний бизнес оказался под ударом действующей антимонопольной политики. Основная часть возбуждаемых ФАС России дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства - в отношении среднего бизнеса. Что касается монополий, то количество таких дел - единицы.

Одной из наиболее распространенных форм ограничения конкуренции на рынке считается монополистическое ценообразование. Высокая цена достигается за счет преднамеренного создания предприятиями-монополистами зоны дефицита товара путем сокращения объёмов производства и искусственно повышенного покупательского спроса. Низкая цена устанавливается за счет преднамеренного уменьшения предприятиями-монополистами закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. [18]

Также предприятия могут устанавливать так называемые «ножницы цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение основывается на расширении зон дефицита и избытка товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался "сверху" государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.[19]

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Методы мотивации труда на предприятиях общественного питания на примере ресторана Сибирская Корона
Проблемы мотивации не оспариваются наукой, но от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно - правовых форм ...

Особенности существования финансово-промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом
Предметом данной работы является изучение особенностей существования Финансово промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом. Данная работа в основной своей части является теоретическим исследованием, включающим в себя попытку рассмотреть сложившую ...