Понятие конкуренции и ее роль в экономике

Конкуренция - это, по существу, предложение дополнительных возможностей выбора.

Пол Хейне.

«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны»[1].

По мнению некоторых экономистов, рынок - это место, где поддерживается стихийный порядок. Основой этого порядка является конкуренция между участниками рынка. Она является ключевым понятием теории рынка. Конкуренция заставляет ее участников думать, изобретать, рассчитывать, так как она вызвана столкновением интересов там, где количество ресурсов, товаров и услуг ограниченно.

Не случайно ее называют еще «войной всех против всех». Она ведется на двух фронтах, на одном из которых находятся покупатели, а на другом - продавцы. В конкуренции между покупателями побеждает тот, кто заплатит наибольшую цену за предлагаемое благо. В конкуренции между продавцами выигрывает тот, кто предложит или более низкую цену, или более высокое качество товара. В конкуренции между покупателями и продавцами в выигрыше будет тот, кто умеет «торговаться», отстаивать справедливость назначенной им цены товара или услуги.

Конкуренция между производителями возникает в результате стремления соперников «завоевать» большую долю предложения благ на рынке, то есть получить преимущество над конкурентами.

Например, японская компания «Ямаха» в стремлении увеличить свою долю на рынке мотоциклов выпустила новые модели и начала активную рекламную кампанию. Ее главный конкурент компания «Хонда» отреагировала немедленно, начав выпускать каждую неделю в течение года по новой модели. Так она отстояла свое право на лидерство в этой отрасли и получила большую прибыль. Это позволило ей спустя некоторое время вступить на рынок легковых автомобилей.

Таким образом, основой конкуренции является стремление каждого участника рынка получить для себя лично денежный доход. В более точном экономическом смысле конкуренция означает:

. наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов определенного товара или услуги;

. свободный, для продавцов и покупателей, вход и выход с рынка, под которым подразумевается возможность вступления в любую отрасль национального хозяйства и выход из него, когда производство данного товара становится невыгодным. [2]

Экономисты сходятся во взглядах, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Рациональное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения результативного распределения ресурсов, ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима потребителям. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом. Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании:

. экономических стимулов в развитии производственных отношений;

. гарантий безопасности в различных сферах общества;

. программных и прогнозных документов;

. стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера;

. необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля над их соблюдением;

От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня. [3]

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что она:

. ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам;

. не способствует повышению эффективности использования ресурсов;

. постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Методика проведения парного корреляционно-регрессионного анализа
линейная функция коэффициент эластичность кореляция Методические указания к выполнению расчетно-графической работы содержат цели, задачи, теоретические положения, примеры определения параметров парной линейной регрессии и корреляции по формулам, а также с использ ...

Оборотный капитал (средства) фирмы
Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства - получение прибыли на авансированный капитал - является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирования, производства, реализации (обмена) и потребления. Формир ...