Прогноз экономического развития на 2007-2010 гг.

Следует ожидать также приостановки процесса дедолларизации экономики (сокращения наличной валюты и замещения ее рублевыми активами), который обозначился в 2006 г. и с высокой вероятностью продолжится в 2007 г. В благоприятном варианте ожидается, что дедолларизация продлится в 2007-2008 гг., а с 2009 г. начнется обратный процесс - постепенное увеличение наличной валюты примерно на 0,5 млрд. долл. в год. В неблагоприятном варианте, который характеризуется ослаблением рубля, дедолларизация закончится, вероятно, уже в 2007 г., а с 2008 г. начнется восстановление объема наличной валюты в российской экономике.

Сложившиеся экономические тренды, ожидаемые изменения внешних факторов и проблемного поля российской экономики, а также заявленные политические цели и приоритеты определяют ключевые пункты экономической "повестки дня" на ближайшие четыре года.

Первый пункт - реализация глобальных конкурентных преимуществ российской экономики, определяющих потенциал ее развития в системе мирохозяйственных связей. К таким преимуществам, в частности, относятся:

энергетический и транзитный потенциал, позволяющий эффективно встраивать Россию в систему новых связей между США, Европой и странами АТР;

значительные резервы повышения капитализации реальных активов, включая производственные фонды, землю, природные ресурсы;

существенный, но пока слабо освоенный сельскохозяйственный потенциал, прежде всего - в зерновом хозяйстве;

инновационный потенциал, позволяющий развивать кооперационные связи с высокоразвитыми экономиками. По оценке, полученной на основе международных сопоставлений, даже при сегодняшних затратах на НИОКР Россия могла бы иметь на рынке высокотехнологичной продукции долю не менее 1,8-2,0% (2004 г. - 0.3%), на рынке технологий - 0,7-0,8% (2004 г. - 0,1%);

экспортный потенциал российского ОПК и ряда секторов гражданского машиностроения;

лидирующие экономические позиции России на постсоветском пространстве.

Второй - изменение и структуризация социальной среды, преодоление тенденций социальной деградации, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности "человеческого капитала":

снижение уровня бедности и, особенно, преодоление ее застойных форм;

разблокирование вертикальной и территориальной социальной мобильности;

обеспечение доступности качественных ресурсов человеческого развития для массовых социальных групп;

формирование более справедливой с точки зрения общества системы распределения доходов, обеспечивающей социальную поддержку действий государственной власти.

Третий - повышение стратегической устойчивости российской экономики в условиях усиливающейся глобальной нестабильности. В среднесрочной перспективе это, по сути, вопрос о снижении зависимости экономики от конъюнктуры мировых рынков сырья и мобилизации новых внутренних источников роста.

Четвертый - преодоление деградации социальной инфраструктуры.

В последние годы системы социальной инфраструктуры (ЖКХ, образование, здравоохранение) оказались в ресурсно-институциональной ловушке, которая обуславливает устойчивость тенденций их деградации. Суть ловушки состоит в следующем: недостаточность ресурсов ведет к деградации институтов, это, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов, что усиливает недостаточность ресурсов ("ресурсное голодание"), и т. д.

Преодоление ресурсно-институциональной ловушки не может быть осуществлено только за счет реформирования социальной инфраструктуры, без привлечения дополнительных ресурсов. Одновременно с институциональными преобразованиями необходимо резко (в полтора-два раза) увеличить финансирование данной сферы, создав условия для повышения привлекательности рабочих мест и качества услуг.

Пятый - модернизация производственной инфраструктуры.

Российская экономика подошла к рубежу, когда для обеспечения ее устойчивого функционирования и инвестиционной привлекательности необходимы массированные капиталовложения в производственную инфраструктуру: энергетику, газовую отрасль, транспорт и связь. По оценкам, потребность отраслей производственной инфраструктуры в инвестициях в 2010-2013 гг. составляет 85-90 млрд. долл. (в ценах 2009 г.), что в 1,6 раза превосходит уровень предшествующего четырехлетия. Для того, чтобы обеспечить инвестиционные потребности производственной инфраструктуры, общий прирост инвестиций в экономике должен составлять не менее 4,5% в среднем за год.

Одна из центральных проблем, возникающих в этой связи, - поддержание баланса, с одной стороны, между сдерживанием роста цен (тарифов) на услуги инфраструктурных монополий, с другой стороны, повышением их инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности.

Отмеченные факторы определяют следующие параметры экономического развития страны в 2010-2013 гг. (табл. 6) <http://www.ruseconomy.ru/nomer15_200404/pict/Page%207.jpg>.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Конкурентоспособность экономики России
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места ...

Методы мотивации труда на предприятиях общественного питания на примере ресторана Сибирская Корона
Проблемы мотивации не оспариваются наукой, но от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно - правовых форм ...