Прогноз экономического развития на 2007-2010 гг.

Следует ожидать также приостановки процесса дедолларизации экономики (сокращения наличной валюты и замещения ее рублевыми активами), который обозначился в 2006 г. и с высокой вероятностью продолжится в 2007 г. В благоприятном варианте ожидается, что дедолларизация продлится в 2007-2008 гг., а с 2009 г. начнется обратный процесс - постепенное увеличение наличной валюты примерно на 0,5 млрд. долл. в год. В неблагоприятном варианте, который характеризуется ослаблением рубля, дедолларизация закончится, вероятно, уже в 2007 г., а с 2008 г. начнется восстановление объема наличной валюты в российской экономике.

Сложившиеся экономические тренды, ожидаемые изменения внешних факторов и проблемного поля российской экономики, а также заявленные политические цели и приоритеты определяют ключевые пункты экономической "повестки дня" на ближайшие четыре года.

Первый пункт - реализация глобальных конкурентных преимуществ российской экономики, определяющих потенциал ее развития в системе мирохозяйственных связей. К таким преимуществам, в частности, относятся:

энергетический и транзитный потенциал, позволяющий эффективно встраивать Россию в систему новых связей между США, Европой и странами АТР;

значительные резервы повышения капитализации реальных активов, включая производственные фонды, землю, природные ресурсы;

существенный, но пока слабо освоенный сельскохозяйственный потенциал, прежде всего - в зерновом хозяйстве;

инновационный потенциал, позволяющий развивать кооперационные связи с высокоразвитыми экономиками. По оценке, полученной на основе международных сопоставлений, даже при сегодняшних затратах на НИОКР Россия могла бы иметь на рынке высокотехнологичной продукции долю не менее 1,8-2,0% (2004 г. - 0.3%), на рынке технологий - 0,7-0,8% (2004 г. - 0,1%);

экспортный потенциал российского ОПК и ряда секторов гражданского машиностроения;

лидирующие экономические позиции России на постсоветском пространстве.

Второй - изменение и структуризация социальной среды, преодоление тенденций социальной деградации, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности "человеческого капитала":

снижение уровня бедности и, особенно, преодоление ее застойных форм;

разблокирование вертикальной и территориальной социальной мобильности;

обеспечение доступности качественных ресурсов человеческого развития для массовых социальных групп;

формирование более справедливой с точки зрения общества системы распределения доходов, обеспечивающей социальную поддержку действий государственной власти.

Третий - повышение стратегической устойчивости российской экономики в условиях усиливающейся глобальной нестабильности. В среднесрочной перспективе это, по сути, вопрос о снижении зависимости экономики от конъюнктуры мировых рынков сырья и мобилизации новых внутренних источников роста.

Четвертый - преодоление деградации социальной инфраструктуры.

В последние годы системы социальной инфраструктуры (ЖКХ, образование, здравоохранение) оказались в ресурсно-институциональной ловушке, которая обуславливает устойчивость тенденций их деградации. Суть ловушки состоит в следующем: недостаточность ресурсов ведет к деградации институтов, это, в свою очередь, снижает эффективность использования ресурсов, что усиливает недостаточность ресурсов ("ресурсное голодание"), и т. д.

Преодоление ресурсно-институциональной ловушки не может быть осуществлено только за счет реформирования социальной инфраструктуры, без привлечения дополнительных ресурсов. Одновременно с институциональными преобразованиями необходимо резко (в полтора-два раза) увеличить финансирование данной сферы, создав условия для повышения привлекательности рабочих мест и качества услуг.

Пятый - модернизация производственной инфраструктуры.

Российская экономика подошла к рубежу, когда для обеспечения ее устойчивого функционирования и инвестиционной привлекательности необходимы массированные капиталовложения в производственную инфраструктуру: энергетику, газовую отрасль, транспорт и связь. По оценкам, потребность отраслей производственной инфраструктуры в инвестициях в 2010-2013 гг. составляет 85-90 млрд. долл. (в ценах 2009 г.), что в 1,6 раза превосходит уровень предшествующего четырехлетия. Для того, чтобы обеспечить инвестиционные потребности производственной инфраструктуры, общий прирост инвестиций в экономике должен составлять не менее 4,5% в среднем за год.

Одна из центральных проблем, возникающих в этой связи, - поддержание баланса, с одной стороны, между сдерживанием роста цен (тарифов) на услуги инфраструктурных монополий, с другой стороны, повышением их инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности.

Отмеченные факторы определяют следующие параметры экономического развития страны в 2010-2013 гг. (табл. 6) <http://www.ruseconomy.ru/nomer15_200404/pict/Page%207.jpg>.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Конкурентоспособность экономики России
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места ...

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, прод ...