Понятие предпринимательства

В соответствии со ст. 34 главы 2 Конституции РФ “Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности”.

Предпринимательская деятельность населения выполняет ряд функций:

- способствует социально-экономическому развитию;

- способствует занятости и самозанятости населения.

Определяющее значение для реализации права свободной предпринимательской деятельности имеет собственность, являющаяся экономической основой конституционного строя России. Конституция РФ провозглашает признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Конституция РФ в ст. 37 главы 2 провозглашает: “Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию”.

Суть принципа свободы труда состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других лиц или общественной безопасности. Именно в этом смысле следует понимать свободу предпринимательской, трудовой, профессиональной деятельности.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». (ГК, часть 1, гл. 1, ст. 2).

Понимание роли малого предпринимательства в экономике страны требует ясного представления о том, каковы его отличительные особенности. Рыночные отношения предполагают существование различных форм собственности. По общепринятой терминологии, частные предприятия делятся на крупные, средние и малые.

Крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны. Этот вид бизнеса с одной стороны, поглощает и контролирует более мелких партнеров, а с другой стороны, попадает под виляние более сильных партнеров, что в определенных случаях приводит к интернационализации интересов крупного капитала, часто в ущерб интересам национальным.

Средний бизнес в большей степени зависит от внутренней экономики. Ведет конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Нуждается в активной государственной поддержке для защиты своих прав и интересов именно на внутреннем рынке страны.

Малый бизнес имеет многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны. Собственники малого бизнеса являются одновременно и производителями, и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса ориентирован на местные рынки, представляет собой разветвленную сеть предприятий, непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В связи со своими небольшими размерами обладает технологической, производственной и управленческой гибкостью, что позволяет быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Поэтому часто малый бизнес рассматривают как основной инновационный потенциал экономики страны.

Похожие статьи ...

Открытое акционерное общество Силовые машины
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ...

Основы и методы оценки недвижимости и практическое их применение на примере оценки частного домовладения
Основные термины, используемые при описании рынка недвижимости, имеют три уровня определения. К первому уровню относятся формулировки, используемые в действующем законодательстве; ко второму - в профессиональной литературе; а к третьему - формулировки, используе ...