Теории макроэкономического равновесия

Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи агрегирования, или формирования совокупных показателей, называемых агрегатами. Важнейшими агрегатами являются:

реальный объем национального производства, объединяющий равновесные количества товаров и услуг;

уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг. Если отложить эти показатели на осях координат, можно получить графическую базу для изучения уровня и динамики общественного производства, характеристики совокупного спроса и совокупного предложения, определения условий общего равновесия экономики.

Рисунок 1 - Реальный объем производства

Рисунок 2 - Реальный ВНП, годовые темпы прироста, %

Такая постановка вопроса требует конкретизации, поскольку не ясно, как именно вышеназванные показатели формируются. Реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей валового национального продукта или национального дохода. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики не так важен абсолютный размер ВНП, как темпы его роста. Поэтому по горизонтали откладывают годовые темпы прироста ВНП или национального дохода. По вертикали ведут отсчет дефлятора ВНП или годовых темпов прироста цен. Таким образом, полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ, что в конечном итоге позволяет строить кривые спроса и предложения применительно к национальной экономике в целом.

Совокупный спрос представляет собой модель, показывающую различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Совокупное предложение является моделью, показывающей уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения дает точку общего экономического равновесия.

Аналогично основным выводам из микроэкономики, макроэкономический анализ позволяет заключить, что более высокие цены создают стимулы к расширению производства и наоборот. Одновременно рост цен при прочих равных условиях ведет к снижению уровня совокупного спроса. В нашем примере равновесие экономики достигается при нулевой инфляции и 4%-ном годовом приросте реального ВНП. Такое состояние экономики можно считать оптимальным. В действительности равновесие может происходить в условиях, весьма далеких от идеальных.

Динамика ВНП и кривая совокупного предложения дают также представление об изменении величины занятости в обществе. При прочих равных условиях, рост ВНП сопряжен с увеличением количества рабочих мест и сокращением безработицы, тогда как в периоды депрессии и кризиса безработица быстро растет. Изменения уровня занятости происходят обычно в том же направлении, что и изменения реального ВНП, хотя и проявляются с некоторым временным отставанием (лагом).

Реальный ВНП носит достаточно абстрактный характер и не отражает различия конкретно-исторических ситуаций в экономике. Если же принимать во внимание особенности конъюнктуры воспроизводства, то на кривой совокупного предложения можно будет выделить три неравнозначных участка: горизонтальный, вертикальный и промежуточный. Первые два участка и соответствующие им воспроизведенные ситуации абсолютизируются двумя основными школами экономической мысли: кейнсианской и классической соответственно. Рассмотрим основные положения этих противоположных по сути концепций применительно к проблеме совокупного предложения и совокупного спроса.

Классическая школа утверждает, что и вся кривая совокупного предложения является вертикальной. Эта концепция исходит из посылки, что экономика работает на полную мощность и при полной занятости ресурсов. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса. Отдельные фирмы могут пытаться расширить свое производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они понижают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению их цен и является фактором инфляции. Таким образом, изменение совокупного спроса может оказать влияние только на уровень цен, но не затрагивает объемы совокупного производства и занятости.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Модель управления объектами интеллектуальной собственностью на предприятии
В последние годы роль интеллектуальной собственности в экономическом развитии общества возросла, значительно влияние ее на научно-техническое, промышленное, социально-экономическое и культурное развитие общества. Повышается значение роли нематериальных активов, ...

Основы разработки концепции социально-экономического развития страны
Премьер-министр России Владимир Путин 17 ноября 2008 года утвердил Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Документ разрабатывался с 2006 года и претерпел за это время шесть редакций. Предполагается, что Концепция станет основ ...