Понятие и виды макроэкономического равновесия

В самом общем виде макроэкономическое равновесие - это сбалансированность и пропорциональность основных параметров экономики, т.е. ситуация, когда у субъектов хозяйственной деятельности нет стимулов для изменения существующего положения вещей. Это означает, что между производством и потреблением, ресурсами и их использованием, факторами производства и его результатами, материально-вещественными и финансовыми потоками, предложением и спросом достигается пропорциональность.

В разделе «Макроэкономика» рассматривается экономическое равновесие на отдельных рынках и в отдельных фирмах. В основе этого равновесия лежит соотношение спроса и предложения на товарном на рынке, а также на всех взаимосвязанных между собой рынках - товаров, труда, капитала. Оно определяется и регулируется через колебания цен. В масштабе же всей экономики выявляется общее экономическое равновесие между доходами и расходами общества. Макроэкономический анализ, использующий агрегированные показатели, оперирует данными равновесия не на отдельном рынке, а на всех (совокупных) рынках. Равновесие устанавливается между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS). Модель AD - AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска благ и услуг и уровня цен в экономике в целом.

Совокупный спрос (AD) - суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

AD = C+I+G+X

C - спрос на потребительские товары и услуги (потребительские расходы); - спрос на инвестиционные ресурсы (инвестиционные расходы);- спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные расходы);- чистый экспорт.

Одни составляющие совокупного спроса относительно постоянны (потребительские расходы), другие более изменчивы (инвестиционные расходы).

Кривая совокупного спроса AD подобна кривой спроса на отдельном рынке, только в другой системе координат.

Она иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов в зависимости от изменения уровня цен: чем ниже общий уровень цен, тем выше совокупный спрос, поэтому его кривая на графике имеет нисходящий характер. Объясняется это следующими причинами:

эффект процентной ставки - при более высоких ценах процентная ставка повышается, что вызывает вымывание денег из сферы производства в финансовую и ведет к сокращению реального объема национального продукта;

эффект богатства - при более высоких ценах реальная стоимость активов с фиксированной стоимостью (например, государственных облигаций) уменьшается, поэтому население воздерживается от приобретения новых материальных ценностей и совокупный спрос снижается; - эффект импортных закупок - при более высоких ценах на отечественные товары спрос на них снижается и потребители приобретают больше импортных товаров.

Под воздействием названных факторов положение самой кривой совокупного спроса не меняется; изменения в объеме спроса отображаются движением соответствующей точки вверх или вниз вдоль кривой.

Совокупный спрос находится под влиянием неценовых факторов, изменение которых приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо или влево. Основные из них:

независимое от цен изменение потребительских расходов (рост благосостояния населения, ожидание роста доходов в будущем и др.);

изменение инвестиционных расходов (снижение процентной ставки, сокращение налогов с предприятия и др.);

изменение государственных расходов на покупку товаров и услуг;

вызванное неценовыми факторами увеличение или уменьшение чистого экспорта.

Смещение кривой совокупного спроса оказывает огромное влияние на экономическую конъюнктуру и уровень жизни различных слоев населения.

Совокупное предложение (AS) - объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. По своей экономической характеристике оно отождествляется с реальным объемом произведенного продукта (ВВП).

Чем выше уровень цен, тем больше стимула для увеличения национального производства, и наоборот. Поэтому величина совокупного предложения на графике представляет собой кривую, отражающую положительную связь между уровнями цен и реальными объемами национального производства. Она состоит из трех характерных отрезков: а) горизонтальный («кейнсианский») - состояние неполной занятости ресурсов; б) промежуточный (восходящий) - состояние, приближающееся к уровню полной занятости ресурсов; в) вертикальный («классический») - состояние полной занятости ресурсов. Изменение объемов производства в зависимости от цен при прочих равных условиях отображается перемещением точки на кривой, но само положение кривой при этом не изменяется.

На смещение кривой совокупного предложения влияют неценовые факторы: изменения в предложении ресурсов, изменение производительности труда, изменения в налоговой политике и мерах государственного воздействия на экономику (льготные кредиты и др.).

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Нефтедобывающий комплекс ОАО Сургутнефтегаз
Основными направлениями бизнеса компании являются: Разведка и добыча углеводородного сырья, Переработка газа и производство электроэнергии, Производство и маркетинг нефтепродуктов, товарного газа, продуктов газопереработки, Выработка продуктов нефтехим ...

Модель управления объектами интеллектуальной собственностью на предприятии
В последние годы роль интеллектуальной собственности в экономическом развитии общества возросла, значительно влияние ее на научно-техническое, промышленное, социально-экономическое и культурное развитие общества. Повышается значение роли нематериальных активов, ...