Инфляция: сущность, причины и виды

Инфляция как экономическое явление появилась почти одновременно с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана. Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.

Экономисты по-разному определяют инфляцию. Одни под инфляцией понимают дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в росте цен, другие - определяют ее как рост общего уровня цен на товары и факторы производства или как обесценение денежной единицы или снижение покупательной способности денег.

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для данного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах. На практике чаще всего используются индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется по отношению к предыдущему периоду времени, например, году, кварталу, месяцу. Чтобы определить темп инфляции, необходимо вычесть индекс цен прошлого года (квартала, месяца) из индекса цен текущего года (квартала, месяца), затем разделить эту разность на индекс цен текущего года и полученный результат умножить на 100. Переходя к характеристике видов инфляции, следует отметить, что с точки зрения ее темпов выделяют три вида:

) умеренная, или ползучая - цены растут менее 10 % в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;

) галопирующая - характеризуется ростом цен в интервале от 20 до 200 %, контракты привязываются к росту цен, деньги ускоренно материализуются в товары;

) гиперинфляция - цены растут с огромной скоростью, расхождение между заработной платой и ценами настолько велико, что разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества.

Различают также открытую, подавленную и скрытую формы инфляции. Первая проявляется через рост цен, вторая находит отражение в росте очередей, появлении «черного рынка», росте всевозможных запасов, отсутствии товаров. Здесь рост цен может и не наблюдаться, как это имеет место при открытой инфляции. Обесценение денег проявляется в дефицитах и очередях. Скрытая инфляция выражается в снижении качества товаров, сохранении цен при росте производительности труда.

В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. При несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс инфляция подразделяется на контролируемую и неуправляемую.

Выделяют также ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Первая инфляция предсказывается и прогнозируется заранее, вторая - характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

Существуют еще инфляция предложения и инфляция спроса. Инфляция предложения означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Основным источником инфляции предложения является рост издержек вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию. Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Особенности определения стоимости изобретений
Одним из главных показателей цивилизованного общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного ...

Нефтедобывающий комплекс ОАО Сургутнефтегаз
Основными направлениями бизнеса компании являются: Разведка и добыча углеводородного сырья, Переработка газа и производство электроэнергии, Производство и маркетинг нефтепродуктов, товарного газа, продуктов газопереработки, Выработка продуктов нефтехим ...