Занятость и безработица в экономике Республики Беларусь. Особенности, проблемы, перспективы

Встаёт вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов управления и участников института социального партнёрства в определении избыточной занятости на предприятии в разрезе профессий, их сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в их переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.

Заключение

безработица макроэкономический нестабильность занятость

Проблема безработицы - одна из основных почти во всех странах. В развитых странах основной причиной безработицы обычно бывает недостаточность совокупного спроса и связанная с ней неполная занятость трудовых и иных ресурсов. В развивающихся же странах безработица вызвана недостаточностью совокупного предложения. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Теоретически и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Мобильность всех видов ресурсов предполагает периодическое возрастание или уменьшение разных видов незанятости: «технологической» (из-за свертывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).

Экономические циклы вызывают отклонение таких экономических параметров, как уровень занятости и безработицы, уровень цен. Это отклонение в свою очередь приводит к макроэкономической нестабильности рыночной экономики. Без государственного вмешательства в экономику современных развитых стран с рыночной экономикой невозможна стабилизация долговременного экономического развития. В экономическую политику государства в качестве одной из основных частей должно входить перераспределение дохода населения с целью избегания поляризации общества и политической нестабильности.

Цель регулирования рынка труда в переходной экономике заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы.

Основные приоритеты в области реализации политики занятости в Республике Беларусь:

● формирование эффективной структуры занятости населения;

● стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики, в сфере услуг, повышение качества создаваемых рабочих мест;

● содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества, агроэкотуризма;

● достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы на основе создания системы непрерывного профессионального обучения, в том числе путем внедрения эффективных программ профориентации молодежи и системы стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве;

● создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах за счет стимулирования трудовой активности населения;

● повышение территориальной мобильности рабочей силы на основе оптимизации процессов трудовой миграции и разработки комплекса мер по привлечению и закреплению кадров в сельской местности;

● обеспечение занятости граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда; ресоциализация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, инвалидов, длительно неработающих граждан;

● повышение экономической активности незанятого населения.[23]

Роль государства в этой сфере не сводится к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом - в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т. д.

В условиях развития кризисных явлений в экономике всех стран не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учёта этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости населения, обеспечения социальной защиты граждан. На данный момент времени в нашей стране трудно устроиться на работу женщинам, которым больше 40 лет, молодым людям, не имеющим опыта работы, поскольку любая фирма или предприятие требует опыт работы не менее 3-ёх лет или хотя бы от 1 года. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Некоторые работодатели смотрят на возраст или семейное положение будущего работника.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи ...

Малый бизнес - развитие и перспективы
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В Росс ...

Обоснование целесообразности ведения рыбного промысла в Фарерской экономической зоне
Рыбное хозяйство является ведущей отраслью народного хозяйства отдельных регионов страны. В Камчатской области оно обеспечивает более 60% товарной продукции. Велика его роль в экономике Приморского края, Астраханской, Архангельской, Калининградской, Мурманской, ...