Основы микроэкономики

11. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах: маржинального (предельного) анализа, издержек альтернативного выбора, экономической рациональности.

принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется плавно. Это обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса.

Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, который дает хотя и минимальный, но гарантированный доход. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет искать производителей более эффективное применение имеющимся ресурсам.

Принцип экономической рациональности Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся максимизировать прибыль, а потребители - максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использовании имеющихся денежных средств.

рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение.

12. Закон спроса и предложения - объективный экономический закон >, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на . При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен , уровня доходов или других факторов.

Предмет роскоши- Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход.

Товар первой необходимости- Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз.

Эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

. Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.

Уровень жизни (благосостояние) населения - сложное социально-экономическое понятие. Знания об уровне жизни прежде всего дает анализ условий (потребностей), удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности. Важнейшие среди них (первая группа потребностей) - питание, потребление одежды, обуви и других предметов, составляющих физические (физиологические) элементы уровня жизни. Вторую группу потребностей образуют духовные (интеллектуальные) условия жизни и, наконец, третью - социальные потребности, удовлетворяемые в процессе общественной деятельности. Все три группы потребностей порождены не только естественными, но и историческими условиями жизни.

. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР - решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи ...

Оборотный капитал (средства) фирмы
Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства - получение прибыли на авансированный капитал - является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирования, производства, реализации (обмена) и потребления. Формир ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...